декабрь

Основные направления государственной политики в области информационной безопасности

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2022 г.)

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Материалы подготовлены

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь,

Министерства внутренних дел, Министерства информации, Министерства обороны, Следственного комитета Республики Беларусь, Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, материалов государственных СМИ

 

Сегодня мы становимся свидетелями стремительной виртуализации политического пространства. Никого не удивляет активное использование методов манипулирования общественным мнением. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам. Соперничество, борьба за достижение и удержание информационного превосходства занимают ключевое место в мировой конкуренции. Информационное преимущество выступает важнейшей силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов.

Объектом неприкрытого информационного давления со стороны ряда западных стран и альянсов стала и Республика Беларусь. Уровень технологий, задействованных оппонентами белорусского государства в их попытках дестабилизировать наше общество, сменить конституционный строй, очень высок.

Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с активом местной вертикали 30 июля 2021 г. назвал причины развязанной против нашей страны гибридной войны: ”Наши ценности не вписываются в систему глобалистского мироустройства, потому что противоречат и мешают целям тех, кто в этой системе намерен доминировать. В отличие от нас, белорусов, как и большинства народов мира. Ведь что не нравится на самом деле, я бы даже сказал, раздражает, – то, что белорусы являются хранителями мира, христианских традиций и, скажем откровенно, здорового консерватизма. Что мы являемся образцом межнационального, межконфессионального и социального единства – всего того, что делает нас, как и любое другое государство, суверенными, независимыми. И особенно их раздражает то, что мы оказались сильнее технологий так называемых цветных революций“.

  1. Информационное противоборство в XXI веке

Об информационно-психологических баталиях можно вести речь, начиная с середины XX века, когда в условиях ”холодной“ войны власти многих государств активизировали усилия по защите своих граждан от внешней дезинформации. В то время речь главным образом шла о достижении фактического доминирования государства в медийном пространстве за счет жесткого контроля над национальными СМИ и дискредитации любых структур, отражающих неправительственную точку зрения. Ситуация радикально изменилась с началом цифровой революции (рубеж 80-х – 90-х годов прошлого века), когда информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) практически стерли государственные границы.

Сегодня сетью Интернет охвачено 2/3 населения планеты (63%). По данным Международного союза электросвязи, за десять лет количество пользователей ”Всемирной паутины“ выросло почти в два раза: с 2,2 млрд. в 2012 году до почти 5 млрд. в 2022 году. По прогнозам компанииIoTAnalytics, к 2025 году к Интернету будет подключено 75% всех устройств.

Как следствие, характерной чертой современных конфликтов стало сочетание традиционных методов вооруженного противоборства со стратегиями комбинированного воздействия. Одним из наиболее распространенных методов гибридной войны является массированное информационно-психологическое воздействие (информационная война).

Справочно:

Информационная война – противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информаци-онным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения правительства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.

”Информационное противоборство предшествует горячей войне и сопровождает любое военное противостояние“, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко(26 мая 2022 г., совещание по вопросам обеспечения военной безопасности).

Одним из элементов такого противостояния является создание и функционирование так называемых центров кибербезопасности НАТО. Формирование кибервойск ведется во всех сопредельных с Беларусью странах. Общие тренды в данной области задают США (кибернетическое командование их вооруженных сил насчитывает около 9 тыс. штатных сотрудников) и применение киберопераций в глобальном масштабе закрепляется в документах стратегического планирования.

В целом эти меры нацелены на обеспечение глобального доминирования Запада в киберпространстве, связаны с ущемлением интересов равноправия, конституционных основ и национальных ценностей других суверенных государств, а поэтому являются основным современным угрозообразующим фактором по отношению к их национальным информационным инфраструктурам.

Параллельно с этим в мире насчитывается порядка 1,9 тыс. хакерских группировок без национальной привязки, но стоящих на страже западных интересов. Хакеры в состоянии нанести обороноспособности противника существенный урон, не говоря уже об организованных группах ”компьютерных бойцов“. По оценкам CybersecurityVentures, на планете к2025 году объемы финансовых потерь от киберпреступлений могут достичь 10,5 трлн. долл. США.

  1. Технологии манипуляции общественным мнением

Повсеместное распространение ИКТ расширило перечень средств и методов воздействия на массовое сознание.

Это стало возможным в первую очередь за счет информационной перегрузки современного человечества. Не только простым людям, но даже авторитетным экспертам-аналитикам стало в разы сложнее оперировать нынешними объемами данных, ориентироваться в глобальных тенденциях, не говоря уже о выверенном прогнозировании грядущих социально-экономических процессов. В условиях информационного перенасыщения гражданам становится сложнее различать действительность и вымыслы. Не желая тратить время и силы на критический анализ сообщений и комментариев, многие люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления: предпочтение отдается той информации, которая соответствует мировоззрению читателя, телезрителя либо пользователя Сети. Таким образом снижается значимость объективных фактов (т.н. феномен ”постправды“). Одновременно происходит уменьшение влияния на человека классических социальных институтов – государства, семьи, армии, церкви.

Грань между предложенной ”правдой“ и реальными событиями размывается. ”На Западе политику в принципе давно превратили в постановочное кино, шоу. Людей приучили к такому формату подачи информации, поэтому правда порой не интересна. Интересней фейк, шоу. Потому что красиво поставлен. Реальность порой скучна и не такая яркая, как вранье и фейки. И в этом главная проблема. В итоге мы видим: даже примитивно сфабрикованные сюжеты принимаются людьми на веру“, – отметил Глава государства А.Г.Лукашенко 31 мая 2022 г. на совещании по вопросу совершенствования информационной политики.

Справочно:

Согласно данным Лиги безопасного интернета, озвученным 2 ноября 2022 г. на медиафоруме стран СНГ, ”ежедневные расходы на кампанию по распространению дезинформации против России и Беларуси составляют 25 млн. долл. США“.

Новейшие инструменты политического маркетинга способствуют созданию точного психологического портрета интернет-пользователя, что позволяет целенаправленно работать с небольшими социальными группами с применением политических технологий. 

Значительные возможности для управления общественным мнением создает вмешательство в алгоритмы поиска и выдачи информации из сети Интернет.

Справочно:

К примеру, в системах Google или Yandex 90% переходов на сайты происходит сразу с первой страницы поисковика (причем половина из них – с первых двух ссылок). Поэтому на первое место иногда ”случайно“ выводятся ссылки на ”нужные“ веб-ресурсы.

Влияние также оказывается через контекстную рекламу, которая навязывает пользователю деструктивную информациюв процессе чтения интернет-страниц или в ходе просмотра роликов на видеохостингах.

Таким образом через информационное пространство фактически происходит вмешательство во внутренние дела государства.

Деструктивное информационно-психологическое воздействие преследует цель изменить мнения, побуждения, ценностные ориентации и действия людей в соответствии с интересами внешних сил.

Происходит размывание национального менталитета и идентичности, слом культурного кода общества. При помощи манипулирования массовым сознанием осуществляется дискредитация властных структур, формирование и реализация протестной активности, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, вовлечение граждан в террористическую и экстремистскую деятельность. Результатом становится снижение темпов развития и разрушение государств, провоцирование крупномасштабных конфликтов между странами, этносами и конфессиями.

Искажение исторической правды, фальсификации истории и ”войн памяти“ является одним из инструментов в дестабилизации внутриполитических процессов, причем по сути направлено на обеспечение политического, морально-нравственного, духовного доминирования, общего превосходства, снижение порогов дозволенности во взаимоотношениях и ее оправдание вплоть до территориальных претензий.

Фактом информационно-психологического давления на нашу страну стало приостановление Международным паралимпийским комитетом членства Беларуси в организации. Наряду с прочим, это означает продолжение попыток ”раскачать“ белорусское общество, вызвать недовольство по отношению к собственному государству. В то время как белорусская сторона выполняет все требования Конвенции о правах инвалидов, со стороны Международного паралимпийского комитета осуществляется дискриминация белорусских спортсменов-инвалидов по национальному признаку и ущемляются их права на участие в международных спортивных соревнованиях.

  1. Основные направления обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь

Состояние информационной сферы в Республике Беларусь характеризуется высоким уровнем доступа населения страны к массовой информации. Количество национальных средств массовой информации и интернет-ресурсов неуклонно увеличивается, формируется при участии государства и в негосударственном секторе.

Справочно:

На 1 ноября 2022 г. в Мининформе зарегистрировано 1 189 печатных СМИ (413 государственных, 776 – негосударственных); 195 телерадио-вещательных СМИ (116 государственных и 79 негосударственных); 7 информационных агентств (2 государственных и 5 негосударственных); 39 сетевых изданий (31 государственное и 8 негосударственных).

В нашей стране ежегодно увеличиваются пропускная способность внешних каналов доступа в сеть Интернет, количество интернет-пользователей, абонентов сетей электросвязи.

Справочно:

По данным Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, с развитием сетей электросвязи в нашей стране постоянно растет процент доли населения, пользующегося Интернетом. На начало 2022 года данный показатель составил 86,9%.

Развивается информационное взаимодействие граждан, создаются сетевые сообщества для коммуникации, обмена информацией, общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов и др.

Основополагающим документом, определяющим государственную политику в области информационной безопасности, являетсяКонцепция информационной безопасности Республики Беларусь(далее – Концепция), утвержденная Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь № 1 от18 марта 2019 г.

Справочно:

Согласно Концепции, информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

Целью обеспечения информационной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности информационной сферы, который обеспечивает реализацию национальных интересов Республики Беларусь и ее прогрессивное развитие.

Концепция разработана в целях предметной и всесторонней защиты национальных интересов в информационной сфере, определяемых Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Серьезным шагом в защите белорусского информационного пространства стал ряд новаций, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации», которые направленны на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. Данные нововведения успешно работают и позволяют оперативно реагировать на различного родавбросы.

Справочно:

Всего с 01.01.2015 по 01.11.2022 в Беларуси приняты решения об ограничении доступа к 8 025интернет-ресурсам и их составным частям, в том числе за истекший период 2022 года – к 3 002интернет-ресурсам. В 2021 году отмечался резкий рост количества экстремистских материалов:в республиканский список экстремистских материалов за 2021 год Мининформом включено 684 материала на основании 420 решений судов.

МВДпроводится активная информационная и правовая работа по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения, недопущению реабилитации нацизма, введению ответственности по отдельным статьям административного и уголовного законодательства.

Справочно:

В соответствии с постановлением Совета Министров от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» регламентирована работа по признанию экстремистскими формированиями и привлечению к уголовной ответственности их создателей и активных участников. По данным МВД, на сегодня таковыми признаны более 300 Telegram-каналов и чатов. При этом полностью прекращена деятельность более 160 деструктивных Telegram-каналов и чатов.

В 2021–2022 гг. по заявлениям МВД информационная продукция 778 Telegram-каналов (чатов) и иных интернет-ресурсов признана судами экстремистскими материалами.

В результате идеологической, информационной, нормотворческой и практической работы органов внутренних дел по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения с осени 2021 г. по настоящее время зафиксировано более 500 тыс. отписок пользователей от основных экстремистских Telegram-каналов и чатов(всего их более 1 тыс., а количество подписчиков более 2 млн.), специализировавшихся на белорусской повестке.

В условиях возрастающего информационного давления на Республику Беларусь приоритетной задачей для редакций государственных СМИ является создание качественного и аргументированного контрпропагандистского контента.

Справочно:

В эфире всех теле- и радиоканалов Белтелерадиокомпании, а также в сообществах в социальных сетях оперативно размещается информация официальных представителей государственных органов, госструктур и организаций, связанная с реагированием на распространение фейков и вбросов деструктивной информации.

Телеканал «ОНТ» запустил проект «Антифейк», созданы спецрубрики (например, «Будет дополнено»), реализуются авторские проекты «Марков. Ничего личного», «Полит STAND UP», «Пропаганда».

На телеканале «СТВ» опровержение фейковых новостей осуществляется в информационно-аналитической программе «Неделя», авторских проектах Г.Азаренка и Е.Пустового и др. Активно работают БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Звязда», другие центральные издания.

Большая работа в данном направлении ведется региональными СМИ. Созданы специальные рубрики, проекты (в том числе в соцсетях): «Факты против фейков», «Развеиваем слухи», «Достоверно», «Актуально», «Стоп! Фейк!», «Антифейк», «Острый ракурс», «По слухам», «Фотофакт» и др.

  1. Ситуация в сфере противодействия киберпреступности

в Республике Беларусь

Способы совершения киберпреступлений в Республике Беларусь постоянно видоизменяются и активно развиваются, что представляет определенную сложность в их раскрытии и расследовании. Актуальны следующие виды киберугроз в Республике Беларусь, с которыми могут столкнуться физические лица: вишинг(попытка мошенников обманом выведать у жертвы конфиденциальные сведения по телефону или в мессенджере), фишинг(преступник пытается получить у жертвы информацию с использованием специально созданного интернет-сайта), заражение вирусным и вредоносным программным обеспечением, сватинг(фальшивые сообщения о серьезных правонарушениях) и др.

В структуре криминогенной обстановки по-прежнемупреобладают преступления, относящиеся к хищениям путем модификации компьютерной информации, по фактам несанкционированного доступа к компьютерной информации и заведомо ложные сообщения об опасности.

Справочно:

Тематика компьютерных преступлений в отношении граждан и юридических лиц предметно освещалась в материалах к единому дню информирования населения в мае 2021 г.

По данным МВД, за январь– октябрь 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 года отмечена положительная тенденция по сокращениюколичества зарегистрированных киберпреступленийс 13 427 до 11 707(-12,8%).

Число таких уголовно наказуемых деяний уменьшилось во всех регионахстраны, за исключением г.Минска (+5,2%; с 3 842до 4 042 киберпреступлений). Значительное сокращение киберпреступлений характерно для Могилевской (-30,5%), Гродненской (-27,0%) и Брестской (-20,7%) областей.

Число особо тяжких и тяжких киберпреступлений в республике также несколько снизилось с 426 до 307 (-27,9%), за исключением Гомельской области (+47,2%; с 36 до 53).

Удельный вес киберпреступлений от общего количества регистрируемых преступлений по республике в январе – октябре 2022 г.составил16,1% (в 2021 году– 18,8%), что по-прежнему оказывает влияние на формирование общереспубликанской уголовной статистики.

Сумма установленного материального ущерба от совершения киберпреступлений составила в январе – октябре 2022 г. 4,1 млн. рублей (в 2021 году – 741,7 тыс. рублей).

В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению киберпреступлений, с начала текущего года сотрудниками подразделений органов внутренних дел внесено1 188 представлений.

Таким образом принимаемые правоохранительными органами организационные и практические меры позволили стабилизировать обстановку в стране в сфере противодействия киберпреступности.

  1. Национальные интересы в информационной сфере

Новые вызовы и угрозы диктуют необходимость корректировки Концепции национальной безопасности. На это обратил внимание и Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на шестом Всебелорусском народном собрании. По мнению Главы государства, важнейшими задачами в условиях нарастающей нестабильности является необходимость принятия превентивных мер в целях надежного обеспечения защиты суверенитета и территориальной целостности страны от внешних и внутренних угроз.

Проведенная работа по корректировкеКонцепции национальной безопасности показала, что национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Они подразделяются на стратегические и основные.

К стратегическим национальным интересам, в том числе, относятся:

всемерная защита белорусского народа;

незыблемость идеологии белорусского государства, что обусловлено новыми положениями преамбулы и статьи 4 обновленной редакции Конституции Республики Беларусь;

сохранение самобытности, укрепление духовно-нравственных ценностей белорусского народа, развитие современного культурного пространства страны, защита исторической памяти;

патриотическое воспитание граждан, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений;

совершенствование научно-технологического и образовательного потенциалов.

Основными национальными интересами в информационной сфере являются:

реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

сохранение национальной идентичности и памяти о героическом прошлом белорусского народа;

дальнейшее развитие безопасной информационной среды и информационного общества;

защита общества от деструктивного информационного воздействия;

эффективное информационное обеспечение и сопровождение государственной политики;

преобразование информационной индустрии в экспортноориентированный сектор экономики;

надежное и устойчивое функционирование национальных информационных систем и инфраструктуры, ресурсов субъектов информационных отношений;

развитие международного информационного сотрудничества на основе национальных интересов Республики Беларусь;

обеспечение сохранности государственных секретов и иной информации, распространение и (или) представление которой ограничено.

***

Республика Беларусь в сложной геополитической обстановке отстаивает свои национальные интересы, защищает суверенитет и территориальную целостность.

Как подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 20 сентября 2022 г. на встрече с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь ВольфовичемА.Г., ”Вопрос информационной безопасности – вопрос вопросов. Сейчас идет война прежде всего в сфере информационной безопасности. И здесь подключены должны быть все – от журналиста до президента. Война войной. Информационная война – это очень опасно в современном мире. Начиная, опять же, от газеты-районки и прочей какой-то частной газеты и заканчивая Интернетом. Везде должны активно работать“.

 

свернуть

О безопасности жизни и здоровья детей в период зимних каникул

ОБЛАСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2022г.)

Дополнительная тема

 

О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В ПЕРИОД ЗИМНИХ КАНИКУЛ

 

Приближаются  зимние каникулы. У детей появится больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий,  у родителей  – забот и тревог за их безопасность.

Серьезную социальную проблему на сегодняшний день представляет собой детский травматизм. Дети получают тяжелые травмы, увечья, будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, а также в дорожно-транспортных происшествиях.          Главной причиной травматизма является отсутствие должного надзора. К сожалению, родители не могут все время находиться рядом с детьми, но их главная задача – создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.

         Гололёд

Заморозки и оттепели –условия для гололедицы. На дорогах значительно увеличивается количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы.

Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.

Лёд

Расскажите ребенку, что замерзшие водоемы – не место для игр. Выходить на лед можно в случае крайней необходимости и только в сопровождении взрослых.

Недопустимы игры детей и вблизи водоёмов. Надо максимально усилить наблюдение за детьми, не оставлять их без присмотра взрослых, вести среди них разъяснительную работу.

Катание на тюбингах

В последние годы все большую популярность приобретают  тюбинги, вытесняя со склонов и горок деревянные и пластиковые санки.

Чтобы сделать свой отдых приятным, а катание на тюбинге безопаснымнеобходимо придерживаться следующих правил:

- кататься только в строго отведенном для этого месте;

- перед спуском с горки проверять, что на пути нет людей.

Также нельзя прикреплять тюбинги друг к другу «паровозиком», они могут перевернуться.

Трасса для тюбинга должна быть специально подготовленной.

Кататься рекомендуется на склонах с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Также не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.

Соблюдайте дистанцию не менее 50 метров или 20 сек. между спуском предыдущего тюбинга и вашим.

Во избежание травм во время спуска нельзя тормозить ногами.

Не привязывайте тюбинг к транспортным средствам: снегокатам, снегоходам, квадроциклам, автомобилям и так далее.

Это обязательные условия для того, чтобы отдых не закончился в больнице.

Справочно:04.12.2022г. около 18 часов 15 минут в приёмный покой УЗ «Светлогорская ЦРБ» доставлена несовершеннолетняя с телесными повреждениями, полученными при катании на тюбинге с горки.

Дорожная безопасность

В большинстве случаев ДТП с участием несовершеннолетних виноваты взрослые.

         Более 50% ДТП происходят на обозначенных пешеходных переходах.Самым травмоопасным временем является внеурочное – с 15 до 19 часов и каникулярное. Однако трагедии случаются и в другое время. Главное –дети должны помнить, что их безопасность на дороге зависит, в первую очередь, от них самих; и наша обязанность как взрослых – объяснить им это и то, что даже если по мнению ребенка опасности в данный момент нет, нужно все равно соблюдать правила поведения на дорогах: переходить дорогу только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика, не выбегать на дорогу из-за стоящего транспорта, в том числе перед пешеходным переходом, так как водитель может не увидеть вовремя юного пешехода.

Пиротехнические изделия

В преддверии зимних праздников по традиции, увеличивается спрос на пиротехнические изделия.

Неправильное использование либо использование некачественной пиротехники может привести как к совершению правонарушений, так и к повреждению имущества либо причинению различно рода травм.

За неправильное использование пиротехники отвечает непосредственно тот, кто ее применяет. Если при этом проявляется явное неуважение к обществу, нарушается общественный порядок и спокойствие граждан, такое поведение можно расценить как мелкое хулиганство.

Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома

 

свернуть

Профилактика производственного травматизма и обеспечение безопасных условий труда в сельскохозяйственной отрасли Гомельской области в отрасли животноводства

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2022 год)

 

Профилактика производственного травматизма и обеспечение безопасных условий труда в сельскохозяйственной отрасли Гомельской области в отрасли животноводства

 

Охрана труда – была и остается важнейшей социально- экономической проблемой, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей, работников. Неудовлетворительные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания несут обществу большие экономические затраты.

Охрана труда жизненно нужна и работнику, и руководителю, и обществу в целом. Именно с этих позиций должна строиться реальная деятельность при организации работы по охране труда на уровне работодателя, включающая осуществляемые им мероприятия по соблюдению работниками требований охраны труда и выполняемые обязанности, установленные законодательными и нормативными требованиями охраны труда.

Без осознанной внутренней мотивации на безопасный труд всех работников никакими усилиями одних только должностных лиц невозможно добиться высокого уровня безопасности труда. Достичь успеха в постоянной, тяжелой и кропотливой работе во имя сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работника на каждом рабочем месте можно лишь, объединив усилия работодателей и работников.

Основной и фундаментальный принцип охраны труда – предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Вовремя предотвратить несчастный случай – главные цель, задача, основной принцип в деле обеспечения охраны труда.

В сельскохозяйственных организациях Гомельской области в отрасли животноводства (на животноводческих объектах) за 2018-2021 годы на производстве погибло 6 работников и тяжело травмировано – 27.4 погибших работника находились в состоянии алкогольного опьянения.

За 11 месяцев текущего года в организациях АПК смертельно травмированы (погибли) 6 работников и тяжело травмированы 12, из них в отрасли животноводства погибло 3 животновода и 3 тяжело травмировано(2 погибших находились в состоянии алкогольного опьянения).

Наиболее часто травмируются животноводы и слесари по ремонту оборудования.

Справочно:

В 2022 году произошли следующие случаи гибели животноводов:

21.03.2022г. примерно в 10 часов при обходе молочно-товарной фермы  КСУП «Судково» Хойникского района дневным сторожем было обнаружено тело животновода (62 года) в канализационном колодце, расположенном на территории МТФ. Погибший находился в состоянии алкогольного опьянения (2,4 промилле).

18.10.2022г.в КСУП «21 съезд КПСС» Речицкого района животновод (1963 г.р.), находясь в сарае, выполнял работы по очистке сарая. В это же время тракторист-машинист на фронтальном погрузчике после очистки сарая от навоза приступил к выполнению работ по подстилу (подвоз тюков соломы). Везя 9-й рулон соломы к дальнему краю сарая, в какой-то момент почувствовал, что наехал задним правым колесом на что-то твердое, остановил трактор, обернулся и увидел лежащего на полу животновода. Вынес его на улицу, вызвал милицию и доложил о случившемся руководству. Прибывшая на место происшествия скорая констатировала смерть.

29.10.2022г., около 12.00, на территории МТФ КСУП «50 лет БССР» Калинковичского района проводились ремонтные работы гидроцилиндра подъема ковша Амкодора, для этого подняли ковш и расположили на ковш второго Амкодора. Проходивший по территории животновод, решив сократить путь, пошел под поднятым ковшом, в этот момент произошло его падение, в результате чего животновод получил смертельную травму головы.

         Примеры тяжелого травмирования:

12.05.2022г., около 17.30, в СПК «50 лет «Октября» Речицкого района животновод (52 года), укрываясь от грозы и ураганного ветра (более 20 м/с)под навесом для сена, расположенным на территории МТФ, получил травму головы, позвоночника и грудной клетки частью обрушенной конструкции.

14.10.2022г. в ОАО «имени Жукова» Брагинского района  тракторист 1999 г.р. и животновод 1979 г.р. получили тяжелые травмы при скидывании вручную тюка соломы с трала. Оба доставлены в больницу.

        

В целях профилактики производственного травматизма необходимо обеспечить:

- проведение дней охраны труда на всех животноводческих объектах с собранием трудового коллектива;

- проведение внеплановых инструктажей по охране труда с работниками животноводческих ферм;

- канализационные колодцы надежно закрыть крышками, оградить, установить сигнальные знаки безопасности «Опасная зона, не заходить»;

- категорически запретить работникам находиться в зоне движения транспортных средств (погрузчиков, кормораздатчиков и др.);

- трактористам-машинистам, водителям подавать звуковой сигнал и убедиться в отсутствии людей при движении задним ходом;

- запретить движение кормораздатчиков внутри животноводческого помещения (при раздаче кормов) задним ходом;

- отстранять от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Рабочие, принятые или переведенные на работу с повышенной опасностью, либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе могут допускаться только после прохождения стажировки и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда.

Также необходимо неукоснительно осуществлять плановые (общие и частичные) и внеплановые (внеочередные) технические осмотры зданий, сооружений, помещений.

Общие плановые технические осмотры зданий, сооружений и помещений нужно проводить два раза в год– весной и осенью.

Периодичность частичных плановых технических осмотров зданий, сооружений и помещений должна устанавливаться работодателем, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти здания, сооружения и помещения, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей зданий, сооружений и помещений и технического состояния их элементов.

Внеплановые (внеочередные) технические осмотры зданий, сооружений и помещений необходимо проводить после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации зданий, сооружений и помещений.

Результаты осмотров оформляются соответствующими актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ.

Работу по охране труда необходимо организовать в соответствии с Правилами по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.05.2022г. № 29/44, Правилами по охране труда, утвержденными постановлением Министерства и социальной защиты Республики Беларусь от 01.07.2021 № 53 и другими нормативными правовыми актами по охране труда.

Охрана труда для работника – единственный способ сохранить свое самое главное богатство – жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.

 

 

 

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома

свернуть

Актуальные вопросы реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен»

ОБЛАСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2022 г.)

Дополнительная тема

 

 

Актуальные вопросы реализации постановления

Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713«О системе регулирования цен»

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713 «О системе регулирования цен» консолидировало ранее действовавшие механизмы ценового регулирования и добавило отдельные механизмы, которые прежде не применялись.

По сути, создана система ценообразования, позволяющая не допустить «перекосов» в формировании цены для конечного покупателя.

Это не механизм фиксации («заморозки») цены, а именно система, ограничивающая доходность на всех этапах, начиная от производства и заканчивая магазином.

При этом нужно четко понимать, что: рентабельность производителя (% стоимости, добавляемый к себестоимости производства товара)– это механизм развития производства; надбавка импортера – механизм покрытия затрат по импорту (заработная плата, транспортные расходы, обеспечение работы), а не прибыль, а розничная (оптовая) торговая надбавка  – механизм покрытия затрат по реализации товара (обеспечение работы торговых объектов, заработная плата, электроэнергия и другое).

Регулируются цены только на потребительские товары – товары для населения.

Справочно: В соответствии с п.23 постановления  из ценового регулирования исключены товары в магазинах DutyFree, а также используемые в процессе производства (за исключением отдельных видов сельхозсырья), продукция общепита, военная продукция и бывшие в употреблении товары.

В соответствии с п.7 Министерством сельского хозяйства и продовольствия и МАРТ регулируется сельскохозяйственная продукция: молоко-сырье, свинина, крупный рогатый скот, рожь(продовольственная), пшеница (продовольственная), сахарная свекла, сахар, мука, масло сливочное, яйцо куриное для переработки.

 

В общей цепочке регулирования ситуация выглядит следующим образом:

Торговля – использует при формировании цены оптовые, торговые надбавки (без учета оптовой) в размере, установленным постановлением (пункты 1 и 16).

Ограничена доходность. Размер торговой надбавки не равняется уровню дохода, так как не вся масса товара реализуется. Применяются скидки, уценка, на различные товары из товарной группы. Используются различные размеры надбавок в максимальных предельных значениях (например, на один артикул чашек – 10%, на другой – максимальная 30%,фактическая надбавка по чашкам будет рассчитана только по факту реализации с учетом среднего взвешенного показателя).

         Розничная цена (ее размер) зависит от: отпускной цены производителя (импортера, поставщика) и размера применяемой торговой надбавки.

         В связи с этим в разных торговых организациях разная розничная цена. Кто-то применяет меньший размер торговой надбавки на одни группы или наименования товаров и компенсирует доходность другими товарами, кто-то за счет более низкой надбавки имеет большую оборачиваемость. Это разные модели торговой политики, которые для разных форматов объектов, их размещения, групп товаров имеет различную эффективность и применяемость.

         Как правило, торговая надбавка используется на одном уровне на один и тот же товар на постоянной основе (к примеру, на колбасу вареную 12% не зависимо от поставщика и даты поставки).

         Главное влияние на розничную цену оказывает цена поставки товара.

 

Производителисогласовывают повышение отпускных цен на потребительские товары (установление отпускных цен на товары)(пункт 2).

Справочно: Ранее перечень был ограничен чуть менее 30 наименованиями товаров, главным образом продовольственных.

Применялся норматив рентабельности (10%), но при этом рост затрат приводил к увеличению цены даже при сохранении уровня рентабельности.

Затем был установлен предел увеличения цены. Производители пытались «обходить» ограничение новыми наименованиями товаров (новые фасовки, птица Халяль, жирность масла и т.д.), в связи с чем был введен запрет на новые виды без согласования с комиссией при Совете Министров.

 

На местном уровне с облисполкомами (либо с созданными ими комиссиями с участием представителей профсоюзных организаций)согласование отпускных цен проходят юридические лица и индивидуальные предприниматели(за исключением тех, кто зарегистрирован на республиканском уровне, не входит в холдинги, Управление делами Президента, Белкоопсоюз).

Главный принцип –по месту государственной регистрации.

Алгоритм согласования, которое сейчас является административной процедурой (пункт 8.81 единого перечня административных процедур) следующий:

  1. Предприятие обращается в облисполком с пакетом документов.
  2. Материалы рассматриваются структурным подразделением по отраслевому направлению деятельности для дачи заключения по целесообразности согласования.
  3. Вопрос вносится на решение комиссии, которая принимает итоговое решение о возможности согласования (отказа) в повышении цены или установлении цены на новый товар.

Срок рассмотрения до 10 рабочих дней, на товары со сроком хранения до 30 дней – 5 рабочих дней.

  1. Ответ направляется производителю.
  2. В течение двух дней информируется МАРТ о принятом решении.

У МАРТа появилось право вносить предписание о признании утратившим силу решения о повышении и установлении цены, если не выполняется установленный параметр по индексу потребительских цен.

Справочно: Основаниями для отказа в согласовании отпускных цен на потребительские товары в соответствии с частью первой настоящего пункта являются:

 

непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

 

наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

недостаточное экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар.

Пунктом 3 предусмотрены случаи, когда производителям согласование цен не требуется:

3.1. истечения сроков проведения мероприятий, направленных на продвижение потребительских товаров (акции, скидки и другое), определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий, при условии установления отпускных ценна уровне, действовавшем до проведения указанных мероприятий;

3.2. поставки потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или изменения условий поставки потребительских товаров при установлении цен не выше цен, применяемых на дату вступления в силу настоящего постановления, в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках;

3.3. повышения декларируемых, фиксированных, предельных цен (тарифов),регулируемых государственными органами (организациями), на материальные ресурсы(сырье, материалы, комплектующие и другое) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров, а также ставок налогов и иных обязательных платежей, включаемых в себестоимость продукции, пропорционально их увеличению в соответствии с удельным весом данных расходов в себестоимости продукции;

3.4. установления отпускных цен на новые потребительские товары* при условии применения норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более10 процентов.

Справочно:*Для целей настоящего пункта под новыми потребительскими товарами понимаются:

новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Республики Беларусь;

новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки (обработки).

Импортеры. Цены на потребительские товары формируются импортерами исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по обязательному страхованию с применением предельной максимальной надбавки импортера(пункт 5).

Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании представляет в МАРТ еженедельно (не позднее вторника, следующего за отчетной неделей) диапазон стоимости ввозимых потребительских товаров

Цена на импортный товар будет зависеть от цены поставки и курса валюты. Постановлением регулируется размер надбавки импортера и возложена обязанность обосновывать цену для исключения выбора поставок через «лишние звенья», которые приведут к удорожанию.

 

Главное управление торговли и услуг облисполкома

свернуть

СЕКРЕТЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

ОБЛАСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(декабрь 2022г.)

Дополнительная тема

 

СЕКРЕТЫ ПОПУЛЯРНОСТИ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

Система средств массовой информации Республики Беларусь представлена гигантской индустрией новостей, современной публицистикой, развлечениями. Издается свыше 1500 газет и журналов, в эфир выходят десятки телепередач и радиопрограмм.

Сегодня пользователи Интернета нередко пророчат быстрые потери своих читателей печатным СМИ. Вместе с тем, большое количество людей, предпочитают читать новости и материалы в традиционном печатном формате. У общества существует запрос на качественную журналистскую работу.

Старейшим печатным изданиям Гомельщины – 105 лет. Общий тираж региональной прессы составляет свыше 132 000 экземпляров. Авторитет и признание печатных изданий основывается на многолетних традициях, весомости печатного слова, правдивости информации, ответственности перед своими читателями.

Творческие работники редакций – опытные журналисты, которые используют различные формы подачи материалов, пишут актуальные и интересные рубрики. Применение современных дизайн-технологий при верстке газет (фотоматериалов, инфографики) свидетельствует о высоком профессиональном потенциале технических работников изданий.

Надо сказать, профессионализм журналистов Гомельщины высоко оценивается экспертным сообществом. Свидетельством тому – многочисленные награды республиканского уровня, например: конкурса «Золотая литера» и «Золотое перо», «Познай Беларусь», творческого конкурса Белорусского союза журналистов «Дебют» и других.

Стоит отметить, что в сотрудничестве с прессой заинтересованы не только разработчики различных мобильных устройств, но и рекламодатели, для которых «бумага» по-прежнему остается ценным рекламным пространством.

Многие будут утверждать, что новости можно читать на Интернет ресурсах, но не каждый понимает, что, прочитывая новости в интернете, он употребляет низкопробный новостной продукт. В глазах сведущего читателя это не журналистика, а «фабрика контента».

Те, кто предпочитает правдивые новости, но является активным пользователем Интернета, читают новости на сайтах СМИ. Как правило, это сайты традиционных теле- и печатных СМИ. Также используют электронную подписку и доставку печатного издания.

Важно понимать, что зарегистрированные СМИ несут ответственность за размещение недостоверной информации в соответствии с действующим законодательством, тогда как интернет-ресурсы будут «репостить» новости любого содержания, главное – привлечь ваше внимание, чтобы счетчик сайта показал, как можно большее количество посетителей. В погоне за «лайками», «просмотрами», «подписчиками», владельцы каналов и групп, не обремененные нормами этики и морали, порой переходят все допустимые границы.

В век информационного противоборства, когда любому жителю планеты, гражданам независимого государства медиагиганты могут ограничить доступ к интернет–платформам, печатное издание остается надёжным источником достоверной информации.

Оформить подписку на газету можно как традиционным способом, зайдя в любое отделение почты или через общественных распространителей, в РУП «Белсоюзпечать», так и через ЕРИП (оплата с использованием платежно-справочных терминалов и банкоматов):

- выбрать в перечне услуг пункт «Система "Расчет" (ЕРИП)».

- выбрать пункт «СМИ», далее букву (название газеты)

- ввести номер счета.

- подтвердить оплату.

Из поколения в поколение газета продолжает оставаться отзывчивым собеседником и надежным другом, информирует, рассказывает, советует, объясняет, полемизирует. В материалах районных газет – реальная жизнь, вопросы и проблемы каждого жителя Гомельщины.

 

Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома

 

свернуть