Старшая група

«Республика Беларусь, символы государства»

План-конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и общество» (познавательный компонент «Познание социума») с воспитанниками интегрированной группы № 5 (старшего возраста) по теме:

 

«Республика Беларусь, символы государства»

 

Программные задачи: уточнять и расширять представления о государстве (Президент, его фамилия, имя, отчество) и государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн); развивать потребность в познании социальной действительности;  воспитывать любовь к Родине.

 

Материалы и оборудование: портрет Президента Республики Беларусь, аудиозапись Государственного гимна Республики Беларусь, изображения Государственного флага и герба Республики Беларусь; дидактическое пособие «Мая Радзіма - Беларусь», дидактическая игра «Собери карту Республики Беларусь», интеллект-карта по патриотическому воспитанию «Рэспубліка Беларусь», рабочая тетрадь (с. 7).

Предварительная работа: разучивание стихотворений белорусских поэтов о Беларуси, её природе, белорусских народных игр, рассматривание иллюстраций книг, карты Республики Беларусь, картин, открыток, герба и флага страны, прослушивание музыкальных произведений белорусских композиторов, песен патриотического характера.

Методы и приёмы: игровой (дидактические игры); наглядный (демонстрация дидактический карточек, рисунков), словесный (рассказ воспитателя, беседы).

Тип занятия: обучающий.

Развивающие образовательные методики и технологии: физкультурно-оздоровительная, игровая, личностно-ориентированная.

Ход занятия

І этап – вводный (организационный)

Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

 

ІІ этап – основной.

 

Чтение стихотворения  Н. Гальперовича «Сімвалы маёй краіны» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация умственной активности детей.

 

Калі на наш гляджу я сцяг

То бачу ўвесь свой родны край:

Палёў квітнеючы абсяг,

І веліч дрэў, і птушак грай.

Мы маем сцяг, і гімн, і герб.

Мы імі ганарымся тут!

Яны здабыты ў барацьбе

За незалежны родны кут.

Краіны сімвалы сваёй

Я беражна з сабой бяру.

І хай лунае над зямлёй

Імя святое – Беларусь!

 

Беседа о символике Республике Беларусь (фронтальная форма работы, индивидуальная форма работы)

Цель: уточнение и расширение представления о государстве (Президент, его фамилия, имя, отчество) и государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб)

 

(Президент  Республики Беларусь – это глава государства. Его зовут Александр Григорьевич Лукашенко. Президент имеет много полномочий. Это большая ответственность и тяжелый каждодневный труд. Для того чтобы стать Главой государства, нужно многому учиться, иметь широкий кругозор, любить свою страну и стремиться сделать её лучше. Говоря простыми словами, нужно быть гражданином и патриотом своей родной Беларуси. 

      У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).  Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

      Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

Герб появился очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?                                                                                         Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша зем

Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.         Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.                                                                                      

Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                                          

Красная звезда – символ человечности, знак мужества.)

 

Работа в тетрадях (индивидуальная форма работы).

Цель: закрепление представлений о государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб).

 

Прослушивание Государственного гимна. Беседа о гимне (фронтальная форма работы)

Цель: уточнение и расширение представления о Государственном гимне Республики Беларусь.

 

(Гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

 - гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды.)

 

Физкультминутка «Здравствуй, Родина моя!»

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.

Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя! (дети идут по кругу)

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне. (легкий бег по кругу, руки в стороны)

Травы шепчут мне в пути, (дети присели)

Ты скорей, дружок, расти. (постепенно поднимаются)

Подпеваю травам я, (наклоны в стороны, руки на поясе)

Подпеваю ветрам я, (машут руками над головой)

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя! (руки вверху, чуть в стороны)

 

Дидактическая игра «Собери карту Беларуси» (фронтальная форма работы, индивидуальная форма работы)

Цель: закрепление представлений об административном строении Республики Беларусь.

 

Игра «Знатоки» (фронтальная форма работы, индивидуальная форма работы)

Цель: развитие потребности в познании социальной действительности.

(Дети делятся на две команды и каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Выигрывает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.)

 

  1. Какие государственные символы есть в каждой стране? (Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн)
  2. Какими растениями переплетены колосья на Государственном гербе Республики Беларусь? (С одной стороны розовыми цветами клевера, с другой – голубыми цветками льна.)
  3. Где изображается Государственный герб? ( На печатях, паспортах, денежных знаках, документах.)
  4. Сколько цветов имеет Государственный флаг Республики Беларусь? (Три цвета: красный, зеленый, белый.)
  5. Что такое Государственный гимн? (Торжественная песня, которая символизирует государственное единство.)
  6. Что обозначает на Государственном флаге Республики Беларусь зеленый цвет? (Цвет природы, символ добра, роста, благополучия и мира.)

 

ІІІ этап – окончание занятия

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Награждение победителей.

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Подготовила

педагог дошкольного образования

Андрейченко И.А.

 

свернуть