Физическое развитие. К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. В благоприятных условиях жизнедеятельности ребенок второго года жизни за каждый месяц прибавляет в весе 170–190 г, вырастает на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12–12,7 кг, рост – 85–86 см. У двухлетнего ребенка в среднем 20 молочных зубов.
Познавательное развитие. Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, стимулируют развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, наглядно-действенного мышления и речи). В ходе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины). Восприятие предметов становится более точным.
Речевое развитие. Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка, его передвижением по комнате, группе, участку, ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними.
Эстетическое развитие. Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает простые сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляются элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности, можно наблюдать первые попытки овладеть ею (Буду рисовать мяч и т.д.).
Социально-нравственное и личностное развитие. Откликается на свое имя, узнает себя в зеркале и на фотографиях. Проявляет посильную активность во всех гигиенических процедурах. Соблюдает при напоминании взрослого правила безопасности («можно», «нельзя», «опасно»), реагирует на предупреждения о потенциальной опасности. Проявляет интерес и эмоциональный отклик в общении со взрослыми, сверстниками, вступает во взаимодействие с ними, откликается на инициативные действия взрослого (соглашается собрать пирамидку, покормить куклу). Узнает родителей и других воспитывающих его взрослых, называет их имена. Понимает, различает интонацию речи взрослого (хорошо – плохо). Обращается за помощью ко взрослому в разных жизненных ситуациях, стремится к удовлетворению потребности в доброжелательном внимании взрослого (демонстрация собственных умений, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий, эмоционального отклика на свои переживания). Выражает сочувствие к сверстникам, взрослым, герою на картинке (Лена плачет, нужно пожалеть и т.д.). Называет предметы и действия с ними, узнает их на картинках. Использует предметно-ориентировочные действия (рассматривает, трогает, вертит в руках, раскладывает, вынимает, постукивает, размахивает, возит по столу и др.), специфические действия для конкретного предмета (катает мячик, гремит погремушкой, толкает автомобиль, кладет куклу на кровать, собирает и разбирает пирамидку, ставит один кубик на другой и др.). Действует с предметами одновременно двумя руками. Использует отобразительные предметно-игровые действия, отражающие фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребенка. Выполняет самостоятельно игровые вариации одного и того же действия (укладывает куклу спать – укладывает зайчика спать, кормит куклу из чашки – кормит куклу из тарелки и др.). Использует первые замещающие действия (помешивает палочкой чай в чашке, предлагает кукле кубик вместо конфетки, подносит к уху кирпичик вместо телефона и др.).