Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.
Президент Беларуси Александр Лукашенко напомнил, что ранее он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Глава государства конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
Первая проблема, обозначенная Президентом, – разрыв между спросом и предложением на рынке труда.
– Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление, – подчеркнул Александр Лукашенко. Кроме этого, он отдельно остановился на фактах уклонения от отработки и так называемых “договорняках” между нанимателями и вузами.
Белорусский лидер ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, – это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая. Отдельно глава государства поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.
– Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? – спросил Александр Лукашенко. – По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30% выпускников этих классов поступает по профилю?
Далее