апрель

Всебелорусское народное собрание – гарант политической стабильности и суверенитета

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ – ГАРАНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации Министерства экономики Республики Беларусь,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»

 

В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.

Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83% от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73% избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.

Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.

 

Справочно:

Рекомендуемый видеоматериал для просмотра:

Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы.  Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».

 

ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.

Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.

Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.

Справочно:

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.

Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.

После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.

До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г.Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание.Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.

Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу»предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.

Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.

Справочно:

Намеченные ориентиры и приоритеты:

первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;

второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;

третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;

четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;

пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;

шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.

 «Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».

 

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.

Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.

Справочно:

В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.

Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:

– в соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями в Основной Закон Республики Беларусь закреплен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как «высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие» (статья 89¹);

– успешно реализуется одобренная шестым Всебелорусским народным собранием и утвержденная Указом Главы государства А.Г.Лукашенко от 29 июля 2021 г. № 292 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Основой Программы являются определенные шестым ВНС приоритеты развития Беларуси: счастливая семья, сильные регионы, интеллектуальная страна и государство-партнер;

 

 

Справочно:

По итогам 2023 года ВВП вырос на 3,9% по сравнению с 2022 годом.

Денежные доходы населения в реальном выражении выросли на 6,3%.

Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте составил 3,5% (в 2022 году – 3,6%) (при целевом ориентире – не более 4,2% к концу 2025 года).

Потребительские цены выросли на 5,8% (при прогнозе 7–8%). Это один из самых низких показателей среди стран – участниц ЕАЭС.

Темп роста промышленного производства составил 107,7% (при прогнозе 102,4%).

Выпуск продукции сельского хозяйства выше уровня 2022 года на 1,1% (например, динамика в животноводстве – 104,5%, в том числе высокие темпы по производству молока – рост на 5,9%, скота и птицы – на 2,7%).

Темпы в строительстве выросли до 111,1%. За последние три года введено в эксплуатацию жилья на 2,4% больше запланированного (12,8 млн кв. м; только в 2023 году – 4,2 млн кв. м общей площади жилья).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами положительное – 480,7 млн долларов США или 0,7% к ВВП.

– реализуется широкий спектр мероприятий, предусмотренных Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773.

Эти и многие другие примеры – доказательства совершенствования в Беларуси уникальной модели народного самоуправления.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.

После вступления в силу 15 марта 2022 г. изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь и принятия Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» от 7 февраля 2023 г. № 248-З (далее – Закон) статус ВНС значительно изменился. Сейчас:

– ВНС – это высший представительный орган народовластия Республики Беларусь (ранее ВНС являлось формой реализации гражданами конституционного права на участие в обсуждении и принятии решения по важным вопросам государственной и общественной жизни и представляло собой народный форум);

– установлена постоянная максимальная численность делегатов ВНС – 1 200 чел. (на первом ВНС общая численность делегатов составила 4 740 чел.; на втором, четвертом и пятом – 2 500 чел.; на третьем – более 2 500 чел.; на шестом – 2 700 чел.);

– установлен срок полномочий ВНС (5 лет) и периодичность заседаний (не реже 1 раза в год) (ранее ВНС проходило в течение 2-х дней по сложившейся традиции 1 раз в 5 лет);

– существенно расширен круг полномочий ВНС: Собранию предоставлено право законодательной инициативы и др.;

– решения ВНС носят статус обязательных и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов, которые противоречат интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов (раньше ВНС принимало резолюции, которые имели лишь рекомендательный характер);

– созыв первого заседания ВНС является прерогативой Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК) (ранее ВНС созывалось на основании Указа Президента Республики Беларусь).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г., характеризуя новый статус ВНС, отметил: «Это будет высший представительный орган в стране, который совместит в себе традиции и лучшие практики белорусского народовластия. На протяжении более четверти века этот институт зарекомендовал себя настоящим народным вече. Он уже есть. Мы ничего не выдумываем, пришло время сделать его конституционным».

ВНС предоставлены широкие полномочия.

Собрание призвано принимать решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития Республики Беларусь.

По предложению Главы государства А.Г.Лукашенко, Всебелорусское народное собрание наделено правом предлагать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов. Другими словами, ВНС не заменяет Парламент. Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание Республики Беларусь «расходятся» по правовому статусу.

ВНС избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь (по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС).

Также ВНС вправе рассматривать вопрос по импичменту, то есть возможному смещению с должности Президента Республики Беларусь (ранее таким правом обладали палаты Парламента) в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Прерогативой Всебелорусского народного собрания станет принятие решения о легитимности выборов, в том числе выборов Президента Республики Беларусь. Тем самым ВНС выступит гарантом объективной оценки волеизъявления народа в период избирательных кампаний.

Определены полномочия Всебелорусского народного собрания в области обороны. ВНС утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности. Кроме того, Всебелорусское народное собрание вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, и в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам. Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

По предложению Президента ВНС может принять решение о возможности направления миротворческих миссий за пределы Беларуси для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Всебелорусское народное собрание дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. Это существенно повышает их значимость и действенность.

Таким образом, создан дополнительный механизм сдержек и противовесов в политической системе нашей страны. В случае критических моментов ВНС выступит в роли «арбитра», страхующего механизма, чтобы исключить возможность паралича системы государственного управления.

Всебелорусское народное собрание в любой политической, общественной ситуации не допустит изменения социально направленной политики государства, которая формировалась многие годы. Насущные изменения будут идти эволюционным путем.

 

ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:

– Президент Республики Беларусь;

– от законодательной власти – депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

– от исполнительной власти – Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов, председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов;

– от судебной власти – Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь;

– от местных Советов депутатов (предельная численность – 350 человек) – представители местных Советов депутатов от каждой области (нормы представительства от каждой области определяются ЦИК пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области), депутаты Минского городского Совета депутатов в полном составе;

– от гражданского общества (предельная численность – 400 человек).

Наделение Всебелорусского народного собрания особыми полномочиями предопределило и высокие требования к кандидатам в делегаты. «Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели…Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами. Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего собрания», – подчеркнул белорусский лидер А.Г.Лукашенко 13 декабря 2022 г. на совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией.

На состоявшемся 1 марта 2024 г. заседании ЦИК были установлены нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и субъектов гражданского общества – 290 (без учета депутатов Минского городского Совета депутатов (60 человек), в полном составе являющихся делегатами ВНС) и 400 человек соответственно.

Справочно:

К субъектам гражданского общества, имеющим право в соответствии с Законом избирать делегатов ВНС, Министерством юстиции Республики Беларусь отнесены:

Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;

Белорусское общественное объединение ветеранов;

общественное объединение «Белорусский союз женщин»;

общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

Федерация профсоюзов Беларуси.

Эти объединения представляют все значимые социальные группы.

Субъекты гражданского общества выдвинули кандидатов в делегаты ВНС в ходе заседаний своих областных, Минской городской организационных структур с 12 по 31 марта 2024 г. Избрание делегатов ВНС состоится на заседаниях высших органов субъектов гражданского общества с 1 по 10 апреля 2024 г.

Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество (в том числе политические партии) молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур. Это значит, что при обсуждении вопросов, выносимых на повестку дня ВНС, учитываются мнения и позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и др.

Именно потому, что ни одна современная страна не дает в руки руль государственной машины столь широкому кругу граждан, абсолютных аналогов ВНС в мире нет.

На местах к отбору своих представителей в этот конституционный орган подошли максимально разумно и грамотно. Делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания известны. Это – патриоты Родины, которые не боятся высказывать свое мнение и отстаивать позицию в разрешении вопросов в пользу людей. В составе ВНС представлена и молодежь. 

Вниманию выступающих: здесь целесообразно упоминать делегатов ВНС, представляющих конкретный регион, населенный пункт.

 

ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).

Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.

«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.

Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.

Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).

Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.

Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».

Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.

Справочно:

Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.

В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70% исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.

Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.

Справочно:

В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.

Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.

В числе новшеств Концепции:

расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;

впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;

важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;

существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;

ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.

Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.

Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.

Справочно:

Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.

В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.

В числе новшеств Военной доктрины:

указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;

реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;

важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;

Справочно:

По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).

четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;

впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;

предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;

обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.

Справочно:

По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».

Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.

 

****

В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.

Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.

«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».

свернуть

Профилактика производственного травматизма в сельском хозяйстве Гомельской области при проведении весенне-полевых работ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024г.)

 

Профилактика производственного травматизма в сельском хозяйстве Гомельской области при проведении весенне-полевых работ

 

Охрана труда – была и остается важнейшей социально- экономической задачей, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей, работников. Неудовлетворительные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания несут обществу большие экономические затраты.

В сельскохозяйственных организациях Гомельской области реализация установленных требований охраны труда позволяет не допускать несчастных случаев на производстве.

Однако нередкими являются случаи, когда приходится констатировать нарушения установленных нормативных требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, допускаемые как со стороны должностных лиц работодателей, организующих производство работ, так и работников, их выполняющих. Поэтому следует обратить внимание на то, что при проведении работ руководителям и специалистам следует особенно внимательно отнестись к выполнению мероприятий по охране труда и создание работникам здоровых и безопасных условий труда.

Нарушения требований охраны труда, как правило, в конечном итоге создают реальную угрозу жизни и здоровью работников.

Справочно: 1 мая 2021г. в СПК "Дружба-Автюки" Калинковичского района при производстве работ по выгрузке картофеля из автомобильного прицепа водитель погрузчика "АМКОДОР 332С4" совершил наезд на другого работника организации, который получил тяжелую производственную травму.

Причинами несчастного случая явились допуск начальником цеха механизации к эксплуатации погрузчика с неисправной тормозной системой, не прошедшего ежегодный государственный технический осмотр, и  не проведение проверки технического состояния транспортного средства  водителем погрузчика при выезде на линию.

19 апреля 2022 года в ОАО «Жлобинский Агротехсервис» бригадир полеводческой бригады  руководил разгрузкой колесной оси с автомобиля при помощи кран-балки. Когда зацепленную стропами колёсную ось стали поднимать, из-за неравномерности распределения нагрузки на кран-балку ось  сорвалась и опрокинулась на рядом стоящего бригадира. От удара он упал. По дороге в медицинское учреждение потерпевший скончался.

 Согласно статье 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда.

Для соблюдения этого требования необходимо обеспечить:

безопасность технологических процессов и производственного оборудования;

соответствие требованиям по охране труда состояния капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и производственных площадок;

рациональное размещение производственного оборудования и организацию рабочих мест;

применение материалов, не оказывающих вредного и (или) опасного воздействия на работающих;

устройство противоаварийной защиты, блокировки и сигнализации;

обеспечение средствами индивидуальной защиты и средствами коллективной защиты.

Производственные процессы должны осуществляться по утвержденным технологическим инструкциям с учетом требований технических нормативных правовых актов.

Производственное оборудование должно соответствовать требованиям по охране труда и использоваться по назначению. Оборудование должно быть укомплектовано эксплуатационными документами организаций-изготовителей.

Не стоит забывать, что сельскохозяйственные машины и агрегаты являются травмоопасными, поэтому следует обратить внимание на их подготовку к работе.

При обслуживании машин и оборудования необходимо руководствоваться требованиями безопасности по их эксплуатации, указанными в руководствах к каждой машине и оборудованию.

Эксплуатация тракторов, самоходных машин, прицепных, навесных и полунавесных машин, прицепов и другой техники должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, технологической документации.

К управлению тракторами, самоходными машинами и проведению их технического обслуживания допускаются работники, достигшие         18-летнего возраста, имеющие профессиональную подготовку, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Машины, агрегаты, не обеспечивающие безопасную работу (например: отсутствие ограждений вращающихся и движущихся механизмов; не оборудованное, согласно установленным требованиям, рабочее место; неисправное рулевое управление; неотрегулированные тормозные устройства и прочее), а также не прошедшие государственный технический осмотр, к эксплуатации допускаться не должны!

Агрегатирование сельскохозяйственных машин допускается только с теми тракторами и самоходными шассѝ, которые рекомендованы организацией-изготовителем.

При применении сельскохозяйственных машин следует:

переводить агрегатируемую малую сельскохозяйственную технику в транспортное положение перед началом поворота (разворота), опускать навесное оборудование в рабочее положение после завершения поворота;

при переезде с одного объекта (участка) на другой установить навесное (прицепное) оборудование и другие рабочие органы (выгрузные шнеки, транспортеры, иные) в транспортное положение и надежно зафиксировать;

при смене места работы перевести сельскохозяйственную машину в транспортное положение;

убедиться в отсутствии работающих на навесном оборудовании и рядом с ними при их подъеме и опускании;

осуществлять разворот в местах, где нет препятствий, мешающих его выполнению;

в случае вынужденной остановки на склоне затормозить ее, а двигатель выключить.

Особое внимание следует обратить на соблюдение требований безопасности при работе с агрохимикатами, пестицидами, минеральными удобрениями и др. химическими веществами.

Все химические вещества, поступающие в организацию, должны иметь паспорт безопасности химической продукции.

К выполнению работ с химическими веществами допускаются работающие, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, обеспеченные соответствующими средствами индивидуальной защиты.

Агрохимикаты должны храниться в специально предназначенных складах.

Прием, хранение, учет и выдачу агрохимикатов должен осуществлять работник, знающий их класс опасности, пожароопасные, взрывоопасные свойства, порядок совместного хранения, назначение, правила обращения и меры первой помощи в случаях отравлений. Правила оказания первой помощи в случаях попадания пестицидов и агрохимикатов в организм должны быть приведены в инструкциях по применению на конкретные виды препаратов.

Расфасовка химических веществ должна осуществляться в специальных помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией, а токсичных веществ - в вытяжном шкафу с применением соответствующих средств индивидуальной защиты.

Погрузочно-разгрузочные работы на складах агрохимикатов, очистка, мойка и обезвреживание тары и транспорта должны быть механизированы.

Пестициды должны отпускаться со склада в заводской упаковке, а при небольших количествах - в свободную тару, обеспечивающую сохранность препарата. Запрещается отпускать пестициды в бумагу, мешки из ткани и пищевую посуду.

Приготовление рабочих растворов пестицидов и их смесей, заправка опрыскивателей должны производиться только механизированным способом на специально оборудованных площадках или стационарных заправочных пунктах.

Работы по внесению в почву пестицидов должны выполняться только при помощи специальных машин и оборудования.

В целях профилактики производственного травматизма, а также обеспечения безопасных условий труда работников необходимо:

не допускать к эксплуатации тракторы, сельскохозяйственные машины и агрегаты, не соответствующие требованиям безопасности, а также не прошедшие государственный технический осмотр;

обеспечить проведение дополнительного обучения, инструктажей по охране труда с работниками, привлекаемыми к выполнению весенних полевых работ;

производство почвообрабатывающих, посевных и посадочных работ организовать в соответствии с требованиями, изложенными в Правилах по охране труда в сельском и рыбном хозяйствах, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.05.2022 №29/44 (в ред.  постановления Минтруда и соцзащиты, Минсельхозпрода от 04.10.2023    №34/126) (далее – Правила);

при ремонте и обслуживании сельскохозяйственной техники обеспечить соблюдение требований выше названных Правил;

обеспечить проведение контроля за соблюдением требований по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. №51;

не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда;

немедленно приостанавливать работы в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работающих.

 

Охрана труда для работника единственный способ сохранить свое самое главное богатство жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.

 

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома

свернуть

Детский дорожно-транспортный травматизм. Предупредить – значит предотвратить

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024г.)

 

Детский дорожно-транспортный травматизм.

Предупредить значит предотвратить.

 

Дорога – это зона повышенной опасности.

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти действия не всегда бывают правильными.

Как научить ребенка безопасному поведению на улице? Одними предостережениями «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.

Справочно: в Телеграм-мессенджере существует канал «Добрые дороги Гомельщины», который посвящен непосредственно профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ссылка: https://t.me/gai_gomel). В нем доводится вся информация о проводимых мероприятиях и акциях среди несовершеннолетних, полезные советы как для детей, так и для взрослых участников дорожного движения.

Дети в большинстве своем очень активные, непоседливые, им хочется резвиться, бегать, играть. Наша задача как взрослых уберечь их от возможной беды. Недостаточное внимание к собственному ребенку может привести (а в некоторых случаях, к сожалению, и приводит) к трагедии.

Справочно: на территории Гомельской области за 2023 год зарегистрировано 61 дорожно-транспортное происшествие с участием несовершеннолетних, в которых 66 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести и 2 ребенка погибли.

Наиболее многочисленной категорией пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) детей являются пассажиры – 30 несовершеннолетних.

Также пострадал 21 несовершеннолетний пешеход, 2 ребенка- пешехода погибли.

 

 

С участием детей-велосипедистов совершено 19 ДТП, в которых травмировано 20 несовершеннолетних, также зарегистрировано 2 ДТП с участием детей-водителей, в которых 2 ребенка получили травмы.

В сравнении с 2022 годом на территории Гомельской области произошел рост ДТП с 58 до 61, а также рост числа раненых в них детей – с 58 до 66, при этом удалось добиться снижения количества погибших в ДТП – с 4 до 2.

Более чем в 75% случаев виновниками ДТП с участием несовершеннолетних являются взрослые, которые не соблюдают требования Правил дорожного движения, а именно: превышают скоростной режим, не предоставляют преимущества детям-пешеходам на пешеходных переходах, перевозят детей, пренебрегая средствами пассивной безопасности детским креслом, детским удерживающим устройством и ремнем безопасности. Более 50% ДТП произошли на обозначенных пешеходных переходах.

Взрослые, помните! Судьбу ребенка-пассажира в аварийной ситуации определяет то, как он сидит в автомобиле.

Являясь пассажиром он подвергается такой же или даже большей опасности, чем взрослые, так как организм ребенка ещё достаточно хрупок. Зачастую можно наблюдать, как ребенок даже не сидит, а стоит за спиной у папы-водителя или мамы пассажира, или между двух передних кресел автомобиля.

Согласно п.178 Правил дорожного движения перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, в возрасте до пяти лет;

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Также запрещена перевозка детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, мопеда.

Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

 

 

Справочно: за неиспользование детского удерживающего устройства в случаях, когда оно обязательно, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 6 статьи 18.13 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 4-х базовых величин. В случае повторного нарушения в течение года – штраф составит от 2 до 8 базовых величин.

Самым травмоопасным временем является внеурочное с 15 до 19 часов и каникулярное. Однако трагедии случаются и в другое время. Главное дети должны помнить, что их безопасность на дороге зависит, в первую очередь, от них самих, и наша обязанность как взрослых объяснить им это и то, что даже если по мнению ребенка опасности в данный момент нет, нужно все равно соблюдать правила поведения на дорогах: переходить дорогу только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика, не выбегать на дорогу из-за стоящего транспорта, в том числе на пешеходном переходе, так как водитель может вовремя не увидеть юного пешехода.

Личным примером нужно показывать, как правильно вести себя на дороге.

Дети активно используют двухколесные транспортные средства: велосипеды, мопеды (скутеров), электросамокаты.

Поэтому каждый родитель, прежде чем купить своему ребенку велосипед, должен обучить ребенка Правилам дорожного движения. Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на дороге, соблюдению им правил безопасности!

Вы должны объяснить своему ребенку основные правила:

  • кататься на велосипедах лучше всего во дворах или в жилой зоне, где мало автомобилей и невозможно развить большую скорость;
  • ездить необходимо по специальным велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не мешая пешеходам;
  • проезжая часть дороги – не место для езды на велосипеде;
  • выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги в случае необходимости разрешено только детям, достигшим 14 лет;
  • необходимо обязательно пользоваться средствами защиты: шлемом, наколенниками, налокотниками, накладками на запястье, а также в темное время суток – повязками, поясами, жилетами со световозвращающими элементами.

Необходимо постоянно напоминать ребенку основные правила поведения.

 

 

При выходе из дома:

  • обратите внимание ребенка на то, есть ли у подъезда дома движение транспорта;
  • посмотрите, стоят ли у подъезда автомобили и растут ли деревья, ограничивающие обзорность; если да – приостановитесь и оглядитесь, нет ли опасности.

При движении по тротуару:

-        придерживайтесь правой стороны, при этом взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

-        крепко держите ребенка за руку;

-        приучите ребенка, чтобы, двигаясь по тротуару, он внимательно наблюдал за выездом автомобилей из дворов и прилегающей территории.

При посадке и высадке из транспортного средства:

-        выходите впереди ребенка, иначе ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;

-        подходите к двери только после полной остановки автобуса троллейбуса; не садитесь в последний момент, чтобы не прижало дверями;

  • приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки, так как это опасное место: дорога обозревается плохо, пассажиры (могут вытолкнуть ребенка на дорогу);
  • при ожидании автобуса, троллейбуса стойте только на остановочных площадках, на тротуаре или обочине.

Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь, не доходя до края тротуара; осмотрите проезжую часть, обратив внимание ребенка на свои движения: остановку, повороты головы вправо-влево для осмотра дороги;

- не стойте с ребенком на краю тротуара: это опасно, т.к. из проезжающих автомобилей могут выступать перевозимые грузы и др.;

  • развивайте у ребенка наблюдательность, учите всматриваться вдаль, различать приближающиеся транспортные средства;
  • обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобилей.

При переходе проезжей части:

  • переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках, убедившись, что транспортные средства вас пропускают;
  • идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет транспортных средств;
  • выходя на проезжую часть, будьте предельно внимательны;
  • не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно;
  • не переходите проезжую часть под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу;
  • не выходите с ребенком на проезжую часть из-за стоящего автомобиля или кустов, не осмотрев предварительно дорогу;
  • не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус; объясните ребенку, что это опасно;
  • при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке учите ребенка внимательно следить за началом движения транспортных средств;

-        объясните ребенку, что даже дорогу, где малая интенсивность движения, переходить надо осторожно, так как автомобиль может внезапно выехать со двора, из переулка.

 

Одним словом, безопасность детей – в первую очередь дело рук их родителей.

 

Управление внутренних дел Гомельского облисполкома

свернуть

СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(апрель 2024 г.)

 

 

«СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?»

 

Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.

С этой целью принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление №22), которым определен порядок выявления детей, находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса мер с целью нормализации ситуации в семье.

В выявлении неблагоприятной для детей обстановки участвует ряд государственных органов и организаций:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних;

отделы и учреждения образования;

организации здравоохранения;

органы по труду, занятости и социальной защите;

территориальные центры социального обслуживания населения;

органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

органы государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации;

иные организации.

Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.

Постановлением №22 предусмотрено 3 критерия социально опасного положения.

Первый критерий: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Это:

оставление ребенка без пищи;

проживание детей в жилых помещениях, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;

препятствие получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);

отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (пребывания);

родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка, в связи с чем ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения;

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи.

         Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка. Это:

привлечение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

потребление родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании детей, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков;

жестокое обращение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физическое, сексуальное и (или) психологическое насилие по отношению к нему;

совершение родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании ребенка (детей), административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

уклонение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

Вся информация об опасном для ребенка положении передается в отдел образования, оттуда она поступает в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого случая она своя. В ее состав могут входить представители вышеперечисленных структур. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование, задача которого – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении. 

Для этого досконально изучают семью: делают необходимые запросы, опрашивают соседей, близких родственников, изучают особенности семейного воспитания, детско-родительские отношения. Сбор характеризующей информации осуществляется не только в отношении родителей, даже если они находятся в разводе, но и отношении иных лиц, участвующих в воспитании детей. Как правило, это совершеннолетние граждане, которые проживают совместно с детьми. Это могут быть бабушки, дедушки, иные родственники, сожители. 

Каждый из трех критериев социально опасного положения должен быть подтвержден документально. Например, родителей привлекли к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – составлен протокол.

Справочно: Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе. Папа проживает отдельно, злоупотребляет алкоголем, устраивает скандалы, занимается рукоприкладством, а мама проверяет домашние задания, водит ребенка на секции. В таком случае безответственным родителем будут заниматься сотрудники ОВД, ребенка на учет не поставят.

Ситуации бывают разными и в каждой разбираются индивидуально.

С целью разграничения социально опасного положения и трудной жизненной ситуации каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к ответственности как детей, так и родителей, УЗ – выполнение рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС – соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности и так далее).

Все материалы проверки рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением представителей иных субъектов профилактики: здравоохранения, отделов внутренних дел, центров социального обслуживания населения и других.  При наличии критериев социально опасного положения материалы отправляются в районный координационный совет для принятия решения.

В случае выявления трудной жизненной ситуации родители направляются за оказанием социальных услуг.

Если родители, иные лица, участвующие в воспитании детей, выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что семью признают находящейся в социально опасном положении, сводится к минимуму. В случае, когда отец и мать открыто игнорируют замечания комиссии – их поставят на учет. Раз в квартал координационный совет будет детально изучать положение дел в семье и следить, есть ли изменения. 

В случае несогласия с принятым решением родители могут в течение 10 дней обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Целью признания детей находящимися в социально опасном положении является защита их прав и интересов, а также совместная деятельность по нормализации ситуации в семье. Для этого районными координационными советами разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как родителями, так и государственными органами, государственными и иными организациями.

Так, по состоянию на 1 января 2024 года находящимися в социально опасном положении признано 2 744 ребенка из 1 197 семей. Со всеми семьями проводилась работа в соответствии с выявленными критериями и показателями социально опасного положения.

За 2023 год семьям оказана следующая помощь:

произведен ремонт отопления, электросетей, установлены автономные пожарные извещали и др. (104 семьи);

улучшены жилищные условия (110 семей);

 родители обучены навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста, детьми-инвалидами (133 семьи);

родители обучены навыкам рационального расходования семейного бюджета (322 семьи);

оказано содействие в трудоустройстве, занятости, в том числе по направлению на обучение (566 семей);

оказано содействие в прохождении курса лечения от алкогольной зависимости (405 семей);

организована диспансеризация детей в необходимом объеме (176 семей, 409 детей);

оказано содействие в зачислении детей в учреждения дошкольного образования (69 семей, 87 детей);

организована занятость детей в свободное от учебы время (897 семей, 1986 детей).

В Гомельской области 25 территориальных центров социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) обеспечивают нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, своевременными доступными и качественными социальными услугами, с учетом их индивидуальных потребностей. При этом оказание помощи различным категориям граждан организовано как по заявительному, так и по выявительному принципу.

В целях более полного охвата социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской местности, действует 248 социальных пунктов и 7 филиалов, работают  бригады социального обслуживания на мобильной основе.

С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, где дети находятся в социально опасном положении (далее – СОП), оказываются следующие социальные услуги: временного приюта, консультационно-информационные, социально-психологические, услуга социального патроната, услуги няни.

Справочно: В 2023 году оказаны: консультационно-информационные услуги 1218 гражданам, социально-психологические услуги 641 гражданину, услуга социального патроната 28 семьям с детьми, услуги няни 329 семьям с детьми.

С целью оказания услуг временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в области функционирует сеть «кризисных» комнат.

Справочно: В 2023 году заселено 40 граждан различных категорий (из них 3 семьи с 9 несовершеннолетними детьми).

В соответствии с нормами действующего законодательства семьям, находящимся в СОП, предоставляются различные виды материальной поддержки: государственная адресная социальная помощь (далее – ГАСП), материальная помощь, гуманитарная помощь.

Так, в денежной наличной форме ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, в случае если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих обращению (далее – расчетный период), не превышает установленный критерий нуждаемости (на 1 апреля 2024 года: для ежемесячного социального пособия: для семей – 406,74 рубля, для многодетных семей – 467,75 рублей; для единовременного социального пособия  – 610,11 рублей).

Дети в возрасте до двух лет обеспечиваются бесплатно продуктами питания отечественного производства для детей раннего возраста. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 406,74 рубля. Право на помощь имеют семьи, где отец либо лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, является занятым менее 6 месяцев, предшествующих обращению. Для семей, в которых воспитываются двойня или более детей  детское питание предоставляется без учета доходов.

При расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется на дату подачи заявления. В состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, имевшие в течение расчетного периода доходы, а также несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от одного до шести месяцев, единовременное социальное пособие –  один раз в течение календарного года, детское питание – на 6 месяцев достижения ребенком возраста двух лет.

Обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия является занятость трудоспособного гражданина (члена семьи) (работа, осуществление предпринимательской деятельности и др.) или регистрация в качестве безработного не менее 6 месяцев в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за ежемесячным социальным пособием.

Право на единовременное социальное пособие имеют граждане и семьи, по объективным причинам находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая подтверждается документально и (или) актом обследования материально-бытового положения, составленного специально созданной комиссией.

При учете доходов семьи (гражданина) принимаются во внимание доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент) полученных льгот.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП, периоде предоставления ежемесячного социального пособия, размере единовременного социального пособия принимается районной  комиссией, исходя из конкретных обстоятельств, требующих материальной поддержки.

Обращаться за предоставлением ГАСП необходимо в органы по труду, занятости и социальной защите (территориальные центры социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

Справочно: В 2023 году ежемесячное социальное пособие получили 3489 семей, воспитывающих детей, единовременное пособие – 1137 семей, возмещены затраты на приобретение подгузников на 507 детей-инвалидов, обеспечены продуктами питания 2248 детей до 2-х лет.

Региональным комплексом мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2022-2025 годы (далее – региональный комплекс) ежегодно предусмотрено выделение средств местных бюджетов на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности домовладений семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (установка и техническое обслуживание автономных пожарных извещателей (далее -  АПИ), приведение печного отопления и электропроводки в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов и т.д.)

Справочно: В 2023 году установлено 4662 АПИ,  110 АПИ с выводом на сигнально-звуковое устройство, выполнен ремонт 35 электропроводок, 3 печей.

За 1 квартал текущего года в рамках работы смотровых комиссий и профилактических рейдов на предмет пожарной безопасности обследовано 1146 домовладений, что составляет 99,7 % от общего количества. В каждом домовладении со всеми членами семей проведена профилактическая интерактивная беседа по безопасности жизнедеятельности. По результатам обследований заинтересованным субъектам профилактики направлена информация о неудовлетворительном содержании детей.

Кроме того, с вышеуказанными семьями проведено 39 профилактических мероприятий в кабинетах основ безопасности жизнедеятельности (задействовано 330 детей и 247 взрослых); 27 мероприятий в детских имиджевых комнатах (задействовано 325 детей и 175 взрослых); 9 мероприятий на базе инновационно-образовательного центра безопасности жизнедеятельности Гомельской области (задействовано 65 детей и 9 взрослых).

Для укрепления семейных отношений, повышения результативности профилактических мероприятий в сфере семейно-бытовых отношений и семейного неблагополучия, на базе ТЦСОН работают кружки (клубы) по интересам, организована работа по программам «Родительский университет», «Семья». Проводятся различные благотворительные акции, мероприятия к праздничным датам (Новый год, День знаний, День матери, День семьи и др.) с вручением подарков и призов, в том числе для семей с детьми.

Службами занятости органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) неработающим родителям оказывается помощь в поиске работы.

Гражданин, находящийся в поиске работы, при обращении в службу занятости может получить содействие в трудоустройстве независимо от того, будет ли он зарегистрирован в качестве безработного. Обратившимся будут предложены варианты трудоустройства, подобранные в общереспубликанском банке вакансий, который формируется на основании предоставляемых нанимателями сведений.

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, предлагается более широкий спектр услуг. Так, государство гарантирует безработным: бесплатное обучение по востребованным на рынке труда профессиям; содействие в организации собственного дела, в приобретении опыта практической работы; в переселении в связи с переездом на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств; предоставление социальных выплат, предусмотренных для безработных; бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Содействие в трудоустройстве службой занятости оказывается гражданам с учетом имеющихся у них образования, опыта работы и состояния здоровья.

Ознакомиться с информацией об услугах службы занятости и порядке их предоставления можно на информационном портале государственной службы занятости.

Всего за 2023 год в области 2 899 детей или 82% сняты с учета в связи с устранением критериев и показателей социально опасного положения.

С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних на основании поступивших ходатайств за 3 мес. т.г. признано нуждающимися в государственной защите 130 несовершеннолетних (3 мес. 2023 г. – 99). В рамках действия Декрета Президента Республики Беларусь №18 проведена соответствующая работа по устранению причин семейного неблагополучия и возврату детей в биологические семьи.

         Ежегодно в области до 20 обязанных лиц восстанавливаются в родительских правах.

         За последние 4 года значительно сократилось количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2024г. в области детей данной категории насчитывалось 2666.

Комиссией по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома инициировано проведение с 1 апреля по 1 июня 2024 года в области межведомственной профилактической акции «Счастливая семья – счастливое детство!». В рамках этой акции будут реализованы мероприятия, направленные на своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику и преодоление кризисных ситуаций в семье, оказание помощи в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи, профилактику насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, формирование у родителей чувства ответственности за воспитание детей.

         В ходе проводимой акции будут посещены семьи по месту жительства, оказано содействие в трудоустройстве родителей, прохождении ими стационарного лечения от алкогольной зависимости, в получении различных видов государственной помощи, а также социальной, правовой, гуманитарной.

        

Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома

Главное управление по здравоохранению Гомельского облисполкома

Главное управление образования Гомельского облисполкома

Управление внутренних дел Гомельского облисполкома

Учреждение «Гомельское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

Комитет идеологической работы и по делам молодёжи Гомельского облисполкома

 

свернуть