Ответственность родителей

 


Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по факту организации действий, грубо нарушающих общественный порядок в Гомеле, - отметил официальный представитель Следственного комитета Республики Беларусь Сергей Кабакович.

28 февраля текущего года, поддавшись призывам, опубликованным в социальных сетях и мессенджерах, возле торгового центра «Секрет» скооперировалась группа молодых людей из 200 человек в возрасте от 13 до 21 года, объединенные принадлежностью к различным молодежным субкультурам, в том числе  «ЧВК Рёдан» и так называемым «околофутбольным движениям».
Возбуждено уголовное дело по ст. 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок) Уголовного кодекса Беларуси. Следствие устанавливает организаторов массового сбора.
Все попытки нарушения общественного порядка будут активно и строго пресекаться правоохранительными органами, а участники таких мероприятий будут непременно привлечены к установленной законом ответственности, вплоть до уголовной.

Сергей Кабакович, официальный представитель Следственного комитета:  
По данным следствия, 28 февраля текущего года, поддавшись призывам, опубликованным в социальных сетях и мессенджерах, возле торгового центра «Секрет» в Гомеле скооперировалась группа молодых людей из 200 человек в возрасте от 13 до 21 года, объединенные общими взглядами и принадлежностью к различным молодежным субкультурам, в том числе ЧВК «Редан» и так называемым околофутбольным движениям. Аналогичные сборы таких подростков-приверженцев в России и Украине заканчивались беспорядками и массовыми драками в общественных местах. Массовое мероприятие в Гомеле являлось незаконным, и группа была задержана сотрудниками милиции. Из 200 человек 183 оказались несовершеннолетними. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок).  

«Ответственность родителей за воспитание детей»

    В Республике Беларусь применяются меры по усовершенствованию и дальнейшему развитию механизма, который обеспечивает повышение ответственности родителей за воспитание детей. Действующее законодательство РБ предусматривает виды ответственности за ненадлежащее воспитание детей: административную, уголовную, семейно-правовую, общественно-правовую.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Статья 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Не допускается получение неоправданных финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства). В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально.

Ребенок, достигший четырнадцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.

КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, а также иные лица и учреждения, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются законные права и интересы ребенка и у него не формируется устойчивый иммунитет к асоциальному поведению, к нарушению законов государства, прав и законных интересов других людей.

При ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию детей или при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд. Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и интересов несовершеннолетних детей к любому юридическому и физическому лицу.

Статья 75. Воспитание детей

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спор разрешается органом опеки и попечительства с участием родителей. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в суд. Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка. До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Ответственность родителей за воспитание детей определяется и такими статьями КоБС: 

  • ст. 65. Права и обязанности семьи
  • ст.66.1 Защита прав и законных интересов детей
  • ст.67 Ответственность за ненадлежащее воспитание детей
  • ст.73 Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей.

Для защиты прав несовершеннолетних и воздействия на родителей, которые уклоняются от воспитания и содержания детей, возможно использовать меры: лишение родительских прав (ст. 80 КоБС), отобрание детей без лишения родительских прав (ст. 85 КоБС).

Кодексом о браке и семье ст. 93 предусматривается взыскание средств с родителей на содержание детей, которые находятся на государственном обеспечении.

Ответственность родителей отражена в Декрете № 18 Президента РБ от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 9.4 Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

На родителей или лиц, их заменяющих, могут наложить штраф в размере до 10 БВ за невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшие совершение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащие признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста. Если же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, то размер штрафа составит от 10до 20 БВ.

Статья 17.13 Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1.В первый раз за такое правонарушение комиссией по делам несовершеннолетних может быть вынесено предупреждение или наложен штраф до 2-х базовых величин.

2.При повторном нарушении в течение 1 года величина штрафа составит от 2 до 5 базовых величин.

КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

  1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся

 

Дети по своей природе очень пытливы и любознательны. Каждый день для них – новая история, которую они переживают, максимально погружаясь во все происходящие процессы. Однако они не всегда понимают, что стоит за теми или иными действиями, которые совершаются для познания окружающего мира. Нельзя оставить без внимания и взрослых, которые позволяют себе оставлять детей без присмотра. Им кажется, что за это время не может случиться ничего серьезного, но его всегда достаточно, чтобы секундная беспечность обернулась трагедией на всю жизнь.

В преддверии летних каникул, чтобы призвать взрослых ни в коем случае не оставлять детей одних, Центр пропаганды МЧС снял новый фильм для родителей, дедушек, бабушек и всех тех, кому небезразличны детские жизни. В нем на примере реальных историй семей можно своими глазами увидеть, к каким результатам может привести беспечность родителей и, как следствие, детская шалость с огнем.

УБЕДИТЕЛЬНО НАПОМИНАЕМ О НЕДОПУСТИМОСТИ

ОСТАВЛЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!

Самое большое наше богатство, за которое мы готовы пожертвовать собой, вкладывая в него всю свою душу – это дети. Мы радуемся, когда ребенок делает первые шаги, волнуемся, когда не все у него получается в школе. А сколько переживаний и тревог, когда ребенок заболел. Мы пытаемся представить, каким он будет и кем вырастет. Но мы не можем допустить и мысли о том, что может быть этому не суждено сбыться. Выпустив из виду свою кроху всего на мгновение, жизнь внезапно оборвется, а вместе с ней не станет и вашего будущего, и винить в случившемся будет некого, кроме самих себя. И узнавая из СМИ о трагедиях происшедших с чужими детьми, себя никто не представляет на месте убитых горем родителей.

Проблема гибели детей от пожаров затрагивает не только личные интересы граждан: родителей и родственников погибших, но и является важнейшей социальной проблемой общества и государства в целом.

Имеющийся опыт показывает, что в трех из четырех случаев гибель детей можно предотвратить.

В нашей стране показатели смертности детей от внешних причин, в том числе от пожаров, имеют тенденцию к уменьшению, что позволяет сделать вывод о повышении уровня безопасности для молодых белорусов.

Основным фактором, обуславливающим повышенный риск детской смертности от различного рода чрезвычайных ситуаций - оставление детей без присмотра.

Находясь на улице, водоеме, дома даже самый послушный ребенок, увлекшись игрой, забывает о том, что дорога, вода, огонь представляют опасность, которая может стоить ему жизни.

К сожалению, несмотря на страшные примеры, в большинстве своем родители недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем. Забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Родители, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки провоцируют детей на опасные игры.

Почему же для Вас, родители, чужая трагедия не становится страшным уроком, пока Ваши дети живы и здоровы? И переступая порог дома, оставляя ребенка одного, задумайтесь – возьмите его с собой или вернитесь, отложив дела на потом, возможно этим Вы сохраните ему жизнь!

«За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. ПТУП «Борисовское пожарно-спасательное дело»  в очередной раз напоминает о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. 

Знайте!

Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уважаемые родители!

Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.

Лжеминирование: последствия и ответственность

Время ответственности родителей

Детям не место на протестных акциях!

Детям не место на протестных акциях!

В минувшие выходные жители Гомеля в очередной раз могли наблюдать в центре города скопление людей с плакатами и бело-красно-белой символикой в руках. Они водили хороводы у центрального универмага, пели песни, «гуляли» вдоль улиц города, выкрикивая речевки и лозунги. В общем, развлекались, как могли и делали все, чтобы привлечь к себе внимание прохожих и автомобилистов. Большого интереса у гомельчан немногочисленная группа не вызвала, разве что некоторые СМИ сделали им «рекламу», опубликовав красочные фото и видео участников  «прогулок», после чего собрали в сети «лайки» и комментарии. Однако стоит в очередной раз напомнить, что участие в подобных мероприятиях подпадает под статью административного кодекса Республики Беларусь 23.34 «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Впрочем, сотрудники милиции убеждены, что данная информация не является новостью для организаторов несанкционированных массовых мероприятий, да и для самих их участников.

На этот раз хотелось бы обратить особое внимание на то, что на уличных несанкционированных акциях все чаще мы видим детей, как подросткового возраста, так и совсем малышей. Закономерно возникает вопрос: «Что делают дети на несанкционированных массовых мероприятиях?» Если подростки, поддавшись на призывы различных интернет-ресурсов, самостоятельно присоединяются к толпе митингующих, то малолетние дети попадают на «мирные шествия» только благодаря родителям, которые берут их с собой. Ведь «протестный митинг», «народный сход» или «мирный протест» - это не массовое гулянье или флешмоб. Родители сознательно подвергают их опасности. Толпа непредсказуема, здесь может случиться все, что угодно! Думают ли они об этом или подобным образом пытаются воздействовать на представителей правоохранительных органов?

Также следует отметить, что в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, обязанность по воспитанию детей и осуществлению надзора за ними возлагается на родителей. Поэтому, учитывая нынешнюю ситуацию, мамам и папам следует обращать внимание, где и с кем проводят время их дети, и объяснять им риски участия в несанкционированных массовых мероприятиях.  

Родители, какие бы политические пристрастия они не разделяли, прежде всего, несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Это аксиома! И никакие доводы и оправдания «мы просто гуляли» здесь неуместны. Если Вы не думаете о своей безопасности, то подумайте о жизни и здоровье своих детей!

Информация о несанкционированных мероприятиях

Поддавшись на призывы принять участие в несанкционированном массовом мероприятии, граждане рискуют нарушить законодательство. В последнее время в интернете размещаются различного рода обращения с призывами принять участие в собрании, митинге, уличном шествии или демонстрации. Указанные мероприятия в Республике Беларусь регулируются Законом о массовых мероприятиях №114-З от 30.12.1997 года.                             Любое несоблюдение требований закона о массовых мероприятиях влечет ответственность – административную либо уголовную, как бы не называли такую акцию организаторы. 

 

Статья 23.34 Ко АП Республики Беларусь. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

  1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

  1. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.

  1. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, -

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, -

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо - от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

 

Статья 293 УК Республики Беларусь. Массовые беспорядки.

  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

  1. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

  1. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Под массовыми беспорядками понимаются совместные действия значительного количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории. Законодательно не закреплено, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. С учетом специфики преступления количество людей должно быть достаточным для блокирования движения транспорта, пешеходного движения, срыва массового мероприятия, нарушения работы различных учреждений и организаций, т.е. лица, участвующие в массовых беспорядках, в отличие от группового хулиганства, в состоянии контролировать положение на определенной значительной территории.

 

 

 

 

 

свернуть