Советы учителя-дефектолога

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе

«Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе»

Подготовила: учитель-дефектолог: Тарасовец С.В.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.    

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

    Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений. Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы: - постепенность - доступность - систематичность

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  3. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  4. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  5. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.
  6. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  7. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
  8. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
  9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка.

    ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста логопеда.

свернуть

Как развить речь ребёнка

Полезная шпаргалка для родителей: развиваем речь

 Развиваем речь 50 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СТИШКОВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

 

50 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СТИШКОВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Развиваем речь

Полезная шпаргалка для родителей

Звук Ш

Логопедический стишок № 1

 

К Чебурашке в чашку

Шлепнулась букашка,

Добрый Чебурашка

Вытащил букашку,

Положил букашку

Сохнуть на бумажку.

Высохла букашка,

Поднялась с бумажки

И снова чебурахнулась

В чашку к Чебурашке.

 

☝ Звук Л

Логопедический стишок №2

 

Лунный свет голубой

Спать ослу не давал,

Сел осел на валун

И зевал и зевал…

И случайно осел проглотил вдруг луну,

Улыбнулся, вздохнул –

И спокойно уснул.

 

☝ Звук Р

Логопедический стишок №3

 

Злые крысы

Грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

 

Хрюша – поросенок

Хрюкает спросонок:

Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!

подавайте мне урюк!

Поросенок Хрюша,

До того, как покушать,

 

Ты возьми-ка мыло,

Да умой-ка рыло!

 

[reklama]

 

☝ Звуки С Ц

Логопедический стишок №4

 

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

 

☝ С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

 

Логопедический стишок №5

 

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.

РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.

ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

 

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.

ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.

ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.

ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

 

☝ Чередование согласных П — Б:

 

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,

ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.

ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,

ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

 

☝ Чередование согласных Т — Д:

 

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.

ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.

ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.

ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

 

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

 

Логопедический стишок №6

 

Не понять никак нам Дашу,

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка и не плов —

Эта каша-то из слов!

 

Логопедический стишок №7

 

Любит буква «Р» тигрёнка —

С детства он её рычит.

Любит буква «Р» рыбёшку —

Лучше всех её… молчит.

 

Логопедический стишок №8

 

Букву «Р» наш поросёнок

Громко хрюкает с пелёнок.

Буду крепко с ним дружить —

«Р» поможет мне учить.

 

Логопедический стишок №9

 

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу:

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу!

 

Логопедический стишок №10

 

Должен каждый офицер

Говорить отлично «Р»!

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

 

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

 

Логопедический стишок №11

 

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

 

Логопедический стишок №12

 

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими… язычками.

 

Логопедический стишок №13

 

Вчерашний град

Повредил виноград.

 

Логопедический стишок №14

 

Редиску в окрошку

Режет Серёжка.

 

Логопедический стишок №15

 

А в подарке у Марины

Три огромных мандарина.

 

Логопедический стишок №16

 

Тигр и рысь — родня для киски,

Репа, редька — для редиски.

 

Логопедический стишок №17

 

Артур на портрете

В бордовом берете.

 

Логопедический стишок №18

 

У крысы в норке

Сырные корки.

 

Логопедический стишок №19

 

Тридцать три огромных рака,

Все в нарядных красных фраках.

 

Логопедический стишок №20

 

Рожь яровая —

Культура зерновая.

 

Логопедический стишок №21

 

У принцессы у Арины

На кровати три перины.

 

Логопедический стишок №22

 

Поздравили мы Иру

По радиоэфиру.

 

Логопедический стишок №23

 

Папиросы, сигареты

Для ребят всех под запретом.

 

Логопедический стишок №24

 

Прорубь в пруду –

Рыбачить приду.

 

Логопедический стишок №25

 

Борька наш нырнул бобром,

А вот Ромка — топором.

 

Логопедический стишок №26

 

Шофёр спозаранку

Крутит «баранку».

 

Логопедический стишок №27

 

Кудрявый рыжий Юра

Гордится шевелюрой.

 

Логопедический стишок №28

 

Радиоконструктор

Придумал репродуктор.

 

Логопедический стишок №29

 

Горячий призыв к народу:

Берегите родную природу!

 

Логопедический стишок №30

 

На праздник придём нарядными,

Опрятными и аккуратными.

 

Логопедический стишок №31

 

Кроссворды и шарады

Разгадывать мы рады.

 

Логопедический стишок №32

 

Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

 

Логопедический стишок №33

 

Приобрёл Артур

В Европу тур.

 

Логопедический стишок №34

 

Прохор и Варвара –

Прекрасная пара.

 

Логопедический стишок №35

 

Гарантировал повар в трактире

Макароны на гарнир Ире.

 

Логопедический стишок №36

 

А в руках у детворы

Разноцветные шары.

 

Логопедический стишок №37

 

Стар ворон репертуар:

Утром, вечером – всё КАРРР!

 

Логопедический стишок №38

 

В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари –

Очень вкусные угри.

 

Логопедический стишок №39

 

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)

Нужно его скорлупу раскусить.

 

Логопедический стишок №40

 

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)

Как будто острыми резцами.

 

Логопедический стишок №41

 

Ананасы на сосне

Света видела во сне.

 

Логопедический стишок №42

 

Просит Сашу киска:

«Поделись сосиской!»

 

Логопедический стишок №43

 

Гусь искупался,

Но сух остался.

 

Логопедический стишок №44

 

В саду средь ветвей

Свистит соловей.

 

Логопедический стишок №45

 

Я старалась, я старалась —

За посылку расписалась.

 

Логопедический стишок №46

 

С осины осенней (С, Л)

Слетел лист последний.

 

Логопедический стишок №47

 

Соблюдается совой

Распорядок часовой,

Всё по расписанию, **

По согласованию. (По А. Усачёву)

 

Логопедический стишок №48

 

Больную Колькину коленку

Зелёнкой колкой лечит Ленка.

 

Логопедический стишок №49

 

Пуделя Мальвины

Слепила я из глины.

 

Логопедический стишок №50

 

Апельсин делю на дольки

Для Алины и для Кольки.

 

 

 

свернуть

Чистоговорки для автоматизации звуков

Карточки-чистоговорки

поделиться в: