Методическая копилка

ОСТОРОЖНО, ТОНКИЙ ЛЁД! Поучительная история для ребят и для зверят о правилах безопасного поведения.

Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках

Памятка по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Памятка
по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
       Акт – это основной документ, подтверждающий положение ребенка в семье. Акты хранятся в учреждении образования, предоставляются учреждениями образования в отдел образования, далее могут передаваться  в КДН, суд, прокуратуру, предоставляются проверяющему. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, составляется по форме согласно «Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», составляется комиссией по каждому посещению семьи.

      Комиссия не должна ограничиваться функциями ревизионной службы и фиксировать в актах только такие факты, как «холодильник пустой, санитарно-гигиенические условия неудовлетворительные, дом закрыт, мы стучали - нам не ответили…».

 1. Заполняется один акт обследования условий жизни и воспитания на всех несовершеннолетних детей, проживающих в семье (далее акт) установленного образца (приложение 2 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования от 05.05.2007 № 30) (от 25.07.2011 №117) (далее Инструкция) либо приложение 2 к Программе воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 №336).

  1.  Акт требует точных ответов на поставленные вопросы.
  2.  Недопустимо оставлять незаполненными какие-либо пункты акта.
  3.  Акт утверждается руководителем учреждения образования.
  4.  В пункте 8 конкретно расписывается свободное время несовершеннолетних после школы и степени контроля за занятостью со стороны родителей.

Например:

- совместные занятия с родителями;

- проводит свободное время в компании асоциальных личностей;

- ходит на рыбалку с отцом, одноклассниками и т.д..

  1.  В пункте 14 «в какой помощи нуждается несовершеннолетний, семья» прописывается конкретная помощь, в которой нуждаются несовершеннолетние, семья, и ответственные за её оказание.

Например: ремонт  в доме (ЖЭС)….

  1.  В 15 пункте «Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему» прописываются причины, создающие социально опасное положение несовершеннолетних, и указываются меры по их устранению.
  2.  Выводы и мотивированное заключение должны содержать развернутую информацию, конкретизирующую сведения на момент обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, информация в актах должна отражать динамику изменения положения дел в семье, эффективность и целесообразность продолжения работы.

 

Варианты выводов:

- ввиду того, что родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних, в доме беспорядок, холодно, минимальный запас продуктов питания, рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении;

- ввиду того, что родители сделали в квартире косметический ремонт, навели порядок в комнатах, имеется достаточный запас продуктов питания, рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос об отмене решения Совета по профилактике от 10.03.2010 «О признании ученика 2 класса Ф.И.О., 10.10.2002 года рождения, Ф.И.О. других несовершеннолетних, проживающих по адресу: г.Копыль, ул.Партизанская, д.11, кв.43, находящимися в социально опасном положении»;

- ввиду того, что родители сделали в квартире косметический ремонт, навели порядок в комнатах, имеется достаточный запас продуктов питания, но мать по-прежнему употребляет спиртные напитки, вследствие чего в недостаточной степени занимается воспитанием и содержанием детей, продолжить работу с семьёй.

 

 ПОДРОБНЕЕ:

 

  1.  Дата обследования: число, месяц, год.
  2.  ФИО ребенка (одного из семьи) полностью.
  3.  Возраст ребенка, дата рождения полностью, место рождения (смотреть свидетельство о рождении).
  4.  Адрес регистрации и адрес практического проживания; указать, откуда переехал, номера телефонов домашнего и/или мобильного.
  5.  Сведения о родителях:

 ФИО матери полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы(вид дохода); слово «безработная» использовать в случае, если мать (другой родитель) состоит на учете в центре занятости населения по безработице, во всех остальных случаях писать «не работает» и конкретно указать какой промежуток времени (если работает неофициально – написать место работы), в браке состоит с ____ года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке с ____года, мать – одиночка (справка формы №2).

 ФИО отца полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы (вид дохода) –; слово «безработная» использовать в случае, если мать (другой родитель) состоит на учете в центре занятости населения по безработице, во всех остальных случаях писать «не работает» и конкретно указать какой промежуток времени (если работает неофициально – написать место работы), в браке состоит с ____ года (смотреть свидетельство о браке), не состоит браке, вдовец, разведен с ____года, находится в МЛС, воспитывает ребенка один.

Если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указать все сведения о сожителе. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребенок рожден от незарегистрированного брака) необходимо попросить мать ребенка предоставить комиссии подтверждающий документ (справка формы №2). Если отцовство установлено, прописать все сведения об отце. В данном случае должны быть представлены подтверждающие документы (если через ЗАГС – свидетельство о рождении ребенка, если через суд – решение суда об установлении отцовства).

 

  1.  Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: конкретно указать, кто занимается воспитанием и содержанием ребенка (детей) – мать, отец (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребенка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.).

 

  1.  Состав семьи: прописать всех членов семьи по отношению к несовершеннолетнему.

 

Мать: ФИО, год рождения, работает (не работает)

Отец (если есть): ФИО, год рождения, работает (не работает), находится а МЛС, на лечении в …

Брат (если есть): ФИО, полная дата рождения, учреждение образования или место работы.

Далее по такому же принципу прописать всех братьев и сестер, если они есть у несовершеннолетнего (ей), указать возраст, полную дату рождения, место учебы и т.д.

Сожитель матери (если он не является биологическим отцом ребенка и постоянно проживает в семье): ФИО, полная дата рождения, работает (указать место работы), не работает, является биологическим отцом (указать кого).

 

  1.  Сведения о несовершеннолетнем (в отношении которого оформляется акт):

 Несовершеннолетний (яя) является воспитанником, обучающимся указать, чем занимается ребенок после возвращения из учреждения образования (кружки, секции, времяпрепровождение в кругу семьи, родственников);

 прописать наличие режима дня ребенка и его соблюдение: время отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулки по свежему воздуху.

 

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего обратить внимание:

 

· на состояние жилого помещения: наличия существенных проблем (трещин в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, неприятных запахов внутри жилого помещения, остатков пищи на полу и мебели и пр.);

· на обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

· на обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр, место для подготовки к урокам;

· на обеспеченность ребенка едой: запас продуктов питания, мясных продуктов в морозильной камере, наличие свежеприготовленных блюд (попросить хозяев самим открыть и показать наличие продуктов);

· на наличие в семье финансовых трудностей: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.;

·  прописать, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.;

· прописать группу здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учет, учет у врачей узкой специализации;

·  прописать, с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время: указать название деревни, место нахождения дачи, страну пребывания на отдыхе и пр.

 

  1.  Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи.

 

Следует обратить внимание:

 · на степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего);

 · степень эмоциональной близости с родителями, либо эмоциональной отстраненности;

 · на адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени);

 · на открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.;

 · на степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

 

  1.  Прописать, какие (не сколько) суммы выплачиваются на несовершеннолетнего: алименты (если разведены или установлено отцовство), пособие (если мать по уходу за ребенком до 3 лет), пенсия (по инвалидности, по потере кормильца).

 

  1.  Прописать, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения (отец, мать, дедушка и др.).

 

  1.  Прописать количество человек, проживающих в данном помещении и каждый конкретно (например, мать – ФИО, дочь – ФИО; сожитель матери, не являющийся биологическим отцом детей, - ФИО, информация о нем, сожительница отца и т.д.)

 

13. Прописать площадь (общую и жилую) и благоустройство жилья (сведения можно получить из документов на квартиру (дом) – справка о занимаемом жилом помещении и о составе семьи).

 

  1.  Прописать вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья (в зависимости от потребностей): педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской.

 

  1.  Сделать вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), условиях проживания и воспитания ребенка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребенка все необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения;

 оказать помощь несовершеннолетнему….

 если кто-либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться;

 если нет чего-либо, необходимого для ребенка, - приобрести;

 если есть трудности в его воспитании – обратиться к специалистам учреждения образования и        социально-педагогический центр за помощью;

 если есть признаки неблагополучия – сообщить директору для принятия решения на Совете по профилактике.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование (не менее трех человек) и утверждается руководителем учреждения.

Памятка
по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершенноетнего (на 15 пунктов)

Акт – это основной документ, подтверждающий положение ребенка в семье. Акты хранятся в учреждении образования, предоставляются учреждениями образования в ИДН, КДН, суд, прокуратуру, предоставляются проверяющему.

            При обследовании условий проживания несовершеннолетнего педагогическим работникам необходимо обращать внимание на следующие факторы:
-  состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
- наличие мебели, ее достаточность и состояние;
- обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления домашних заданий и письменные принадлежности, оборудованное место для сна;
- испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.;
- кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабка (дед) и др.;
- с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.
- во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:
- степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.;
- степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

Акт обследования 
условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

1. Дата обследования: число, месяц, год.
2. ФИО ребёнка (одного из семьи) полностью.
3. Возраст ребенка, дата рождения полностью, место рождения (смотреть свидетельство о рождении)
4. Адрес регистрации и адрес практического проживания; указать откуда переехал; номера телефонов домашнего и/или мобильного.
5. Сведения о родителях: 
ФИО матери полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы — заработную плату указать в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработная» использовать в случае, если мать (другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать, какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях написать «не работает» и конкретно указать, какой промежуток времени (если работает неофициально — написать место работы и пр.), в браке состоит с__года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдова, разведена с__года, мать-одиночка
ФИО отца полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы— заработную плату указать в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработный» использовать в случае, если отец (другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать, какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях написать — «не работает» и конкретно указать, какой промежуток времени (если работает неофициально — написать место работы и пр.), в браке состоит с___года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдовец, разведён с___года, находится в МЛС, воспитывает ребёнка один.
Если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указать все сведения о сожителе. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака). В ходе посещения необходимо попросить мать ребёнка предоставить комиссии подтверждающий документ. Если отцовство установлено, прописать все сведения об отце. В данном случае также должны быть представлены подтверждающие документы (если через ЗАГС — свидетельство о рождении ребёнка, если через суд — решение суда об установлении отцовства).
6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: конкретно указать, кто занимается воспитанием и содержанием ребенка (детей),- мать, отец, (например, ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребенка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.)
7. Состав семьи: прописать всех членов семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт.
Мать: ФИО, год рождения, работает (не работает).
Отец (если есть): ФИО, год рождения, работает (не работает), находится в МЛС, на лечении в....
Брат (если есть): ФИО, полная дата рождения, учреждение образования или место работы.
Далее по такому же принципу прописать всех братьев и сестёр, если они есть у несовершеннолетнего(ей), указать возраст, полную дату рождения, место учёбы и т. д.
Сожитель матери (если он не является биологическим отцом ребёнка и постоянно проживает в семье): ФИО, полная дата рождения, работает (указать место работы), не работает, является биологическим отцом (указать кого)
8. Сведения о несовершеннолетнем (на кого оформляется акт):

  • несовершеннолетний(яя) является учащимся(ейся) (указывается учреждение образования, группа, класс полностью);
  • указать, чем занимается ребёнок в свободное от учёбы время (секции, кружки, факультативы и другие увлечения ребенка);
  • прописать наличие режима дня ребёнка и его соблюдение: время отхода ко сну принятия пищи, дневного отдыха, прогулки по свежему воздуху.

• прописать, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.;
• прописать группу здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учет, учет у врачей узкой специализации;
• прописать, с кем и где пребывает ребёнок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время: указать название деревни, место нахождения дачи, страну пребывания на отдыхе и пр.
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи.
Следует обратить внимание:
— на степень эмоциональной привязанности ребёнка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональной близости с ними либо эмоциональной отстраненности, на адекватное реагирование на потребности
ребёнка (либо потребности и запросы ребёнка удовлетворяются в минимальной степени), на открытые и доверительные отношения между ребёнком и родителями (либо безразличие, отстранённость одного из родителей (обоих) от ребёнка) и др.
— на степень послушания ребёнка и сознательное выполнение ребёнком семейных правил и требований взрослых.
10. Прописать, какие суммы выплачиваются на несовершеннолетнего(ею): алименты (если разведены или установлено отцовство), пособие (если мать в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет),
11. Прописать, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения (отец, мать, дедушка и др.).
12. Прописать количество человек, проживающих в данном помещении и каждый конкретно (например, мать — ФИО, дочь — ФИО, бабушка — ФИО; сожитель матери, не являющийся биологическим отцом детей, — ФИО, информация о нём, сожительница отца и т. д.).
13. Прописать площадь (общую и жилую) и благоустройство жилья (сведения можно получить из документов на квартиру).
14. Прописать вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья (в зависимости от потребности): педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской.
15. Сделать вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), условия проживания и воспитания ребёнка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребёнка всё необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения; оказать помощь несовершеннолетнему: если кто либо из родителей не работает — рекомендовать трудоустроиться; если нет чего-либо, необходимого для ребенка, - приобрести; если есть трудности в его воспитании - обратиться к специалистам учреждения образования и социально-педагогический центр за помощью; если есть признаки неблагополучия - сообщить в СППС учреждения образования для принятия решения на совете профилактики.

свернуть

Как бороться с негативом (для педагогов)

Игры по развитию эмоционально - волевой сферы (3-4 года)

Осень

Правила поведения в детском саду

Как научить ребёнка вырезать ножницами